Россия больше не хочет кредитовать Америку. Но вот сможет ли?
- Подробности
- Создано 16 Май 2014
В ответ на санкции со стороны США Россия в срочном порядке продолжила избавляться от американских долговых бумаг, которые во всем мире считаются наиболее надежным и безрисковым активом. И хотя больших неприятностей Америке это пока не принесет, но все больше и больше стран всерьез задумываются о сокращении объема госдолга США в своих резервах.
По данным Министерства финансов США, в марте Россия сократила свои вложения в гособлигации США на 25,8 миллиарда долларов – со 126,2 миллиарда. Получается около 20% за один месяц. Пока это самое серьезное сокращение с октября 2013 года, когда Россия приняла решение постепенно избавляться от американских долговых бумаг. На тот момент ей принадлежало бумаг почти на 150 миллиардов долларов. Но уже по состоянию на конец декабря 2013 года мы хранили облигации на сумму 138,6 миллиарда долларов.
В Центробанке эти цифры не комментируют, заявляя, что публикуют отчеты об управлении активами в зарубежной валюте с полугодовой задержкой. Это якобы для того, чтобы не провоцировать резкие скачки на финансовом рынке. Зато британская The Financial Times в марте писала, что Россия в ответ на санкции могла вывести со счетов Федеральной резервной системы 104 миллиарда долларов.
Так это или нет, говорить сложно: официальные цифры гораздо скромнее. Так, по состоянию на 1 марта международные резервы России составляли 493 миллиарда долларов. К 1 мая ЗВР сократились до 472 миллиардов. Причем основная часть этих средств приходится на долговые обязательства иностранных государств, прежде всего США, и наличные средства.
Правда, гособлигации США намозолили глаза не только России. В том же марте иностранные инвесторы снизили свои вложения в американские ценные бумаги, включая обязательства Казначейства, на 126,1 миллиарда долларов. Из этой суммы 115,5 миллиарда долларов приходится на отток частного капитала, а 10,6 миллиарда долларов – на средства, принадлежащие зарубежным государствам и государственным организациям. При этом Россия находится на 13-м месте в списке крупнейших кредиторов. Она уступает Ирландии со 113,3 миллиарда долларов, но опережает Сингапур, которому принадлежат облигации на 91,3 миллиарда долларов.
В список крупнейших держателей гособлигаций США входит материковый Китай, которому принадлежат бумаги на 1,27 триллиона долларов, Япония, у которой бумаг на 1,2 триллиона долларов, Бельгия (381,4 миллиарда долларов), а также государства в Карибском море (312,5 миллиарда долларов). Почти на 250 миллиардов долларов долговых бумаг США имеет Бразилия, несколько меньше у Тайваня (176,4 миллиарда долларов) и Великобритании (176,4 миллиарда долларов).
В целом объем мирового долгового рынка растет: по данным Банка международных расчетов (BIS), в прошлом году он перешагнул отметку в 100 триллионов долларов. Причем США занимают на нем уверенное положение лидера (40%), указывает глава аналитического отдела брокерской компании FBS Елизавета Белугина. Что касается непосредственно гособлигаций, то иностранные вложения в американские Treasuries выросли в марте до рекордного уровня – 5,95 триллиона долларов.
Сейчас на рынке американских казначейских облигаций иностранные держатели стараются сократить объемы покупки Treasuries, тогда как американские игроки, напротив, увеличивают инвестиции в этот инструмент. Но до тех пор, пока реальной альтернативы нет, крупнейшие иностранные держатели Treasuries, такие как Китай и Япония, не могут позволить их массовую распродажу.
При этом частичное сокращение вложений в американские облигации является нормальной рыночной практикой и на экономике США никак не скажется, говорит начальник управления операций на финансовых рынках банка «Интеркоммерц» Андрей Харинов. Штаты ежемесячно скупают свои обязательства в размере 55 миллиардов в рамках программы QE3. Россия же могла пустить часть вырученных средств на поддержку рубля на валютном рынке. Кроме этого, нельзя исключать, что могла иметь место и смена хранения бумаг. На фоне сложной геополитической ситуации Россия могла переместить часть облигаций на счет кастодиана в Бельгии.
Эксперты рынка считают такой шаг ЦБ вполне оправданным: российские власти намерены защитить свои деньги на случай, если политическое противостояние России и Запада обострится. Естественно и желание Банка России иметь резервы легко доступными на случай, если они понадобятся для спасения отечественных банков и компаний, у которых возникнут проблемы из-за санкций. Если Штаты запретят транзакции между российскими и американскими банками через третьи страны с участием доллара и через финансовую систему США, наша страна может оказаться в экономической изоляции. Так что у ЦБ РФ просто нет альтернативы.
Объем российского участия в американских долгах снизился на одну шестую, отмечает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. Фундаментально ничего не поменялось: международные российские резервы по-прежнему большей частью номинированы в американских бондах, идеально подходящей альтернативы тут пока нет. Разве что полностью перекраивать карту резервов, заменяя бонды драгметаллами (менее вероятно) или бондами других стран формата Китая или Индии (более вероятно). При этом в перспективе ближайшего времени изменения структуры резервов не предполагается.
Госдолг США по всем видам облигаций составляет сейчас почти 6 триллионов долларов, напоминает аналитик АКГ «Градиент Альфа» Егор Двинянин. Облигации США – вид безрисковых вложений, на их основе рассчитываются доходности по всем остальным видам ценных бумаг, поэтому сложно представить ситуацию, когда долговые бумаги Штатов начнут массово продавать, соглашается он.
И все же из опасений вмешательства США во внешнюю политику многие страны могут начать снижать доли торговых расчетов в долларах в ближайшие несколько лет. Например, вложения КНР, крупнейшего держателя казначейских облигаций Америки, в марте также сократились. В дальнейшем же продажи могут усилиться, что вряд ли порадует американских политиков.
© KM.RU, Алексей Белкин
Читать полностью:http://www.km.ru/economics/2014/05/16/valyutnye-rynki-i-valyutnye-operatsii/740114-rossiya-bolshe-ne-khochet-kreditov