Лаврентий Берия и эвакуация промышленности в Сибирь в годы ВОВ
- Подробности
- Создано 07 Январь 2019
Одной из самых секретных и главных операций Великой Отечественной Войны является эвакуация промышленности на восток и юго-восток Советского Союза. О ней практически ничего неизвестно, в учебниках истории этой теме посвящено всего лишь несколько строк. Но масштабы этой операции поражают:
За год в восточные районы страны, на Урал, в Поволжье, Сибирь, Среднюю Азию было переброшено более 2,5 тысяч промышленных предприятий и более 10 миллионов специалистов и простых советских граждан. Для её проведения потребовалось полтора миллиона железнодорожных вагонов,30 тысяч поездов. Вся процедура проходила в тяжёлых условиях, при обстрелах и бомбёжках. В западную Сибирь из общего числа было эвакуировано 245 крупных предприятий, многие из них до сих пор действуют, в том числе и в Омске.
Кому же Иосиф Сталин доверил проведение такой ответственной операции, благодаря которой наша Советская Армия смогла победить врага? Этим человеком был руководитель Народного Комиссариата Внутренних Дел Лаврентий Павлович Берия. Именно он был главным организатором переброски промышленности в безопасные районы СССР.
С помощью НКВД было построено 842 аэродрома, 3570 км. железных дорог, 4700 км. автомобильных дорог. С помощью построенных коммуникаций многие раненые смогли эвакуироваться в тыл. Помимо этого, Берия с февраля 1942 курировал выпуск боеприпасов, вооружения и танков. Планы по эвакуации были разработаны ещё до начала войны, в 30-е годы. Гитлер знал это и посылал шпионов АБВЕРа для проведения диверсий, однако лазутчики были практически сразу же арестованы органами НКВД.
После переброски заводы начали массовое производство боеприпасов, через некоторое время был превышен довоенный уровень их выпуска. Инженерные сети к началу производства были готовы.
К числу эвакуированных в город Омск заводов относятся:
Завод 513 «Штамповщик» (ОмПО Иртыш). Он был создан по приказу
1
Народного Комиссариата Боеприпасов №13 от 23.01.1942 на базе Ростовского предприятия «Эмаль посуда» и Тульского предприятия «Новая Тула». В феврале 1942-го года была выпущена и отправлена на фронт первая партия гильз и звеньев для авиапушек. Этот день и стал днём рождения завода.
Завод имени Козицкого был эвакуирован в Омск из Ленинграда в начале августа 1941 года. На нём в рекордно короткие сроки, через 2 месяца после прибытия первого эшелона с рабочими и оборудованием был начат выпуск 82-милиметровых миномётов БМ-37 и армейских танковых радиостанций.
Омсктрансмаш был основан на базе эвакуированного в марте 1942 Ленинградского государственного завода № 174 им. К. Е. Ворошилова. На территории предприятия уже было размещено оборудование эвакуированного Ворошиловградского паровозостроительного завода. Так был создан завод № 173 танковой промышленности в г. Омск, которому было поручено организовать освоение и выпуск танков Т-50 параллельно с Ленинградским заводом им. Ворошилова № 174. Когда в марте 1942 г. Ленинградский завод перебазировался в Омск, завод получил номер 174. Вянваре 1942 годаГосударственный Комитет Обороны принял решение снять с производства танк Т-50 и перейти к выпуску танка Т-34. Организация производства данной техники была поручена Омскому заводу. Всего за годы войны на предприятии было изготовлено около 7000 танков Т-34, которые по праву считались лучшими танками периода Второй Мировой войны.
Завод технического углерода создан на базе эвакуированных в 1942 году Ярославского и Кудиновского сажевых заводов. В короткие сроки было налажено производство сажи.
Производственное объединение «Полёт» основано в июле 1941 года на базе эвакуированных московских авиационных заводов № 156 (ныне ОАО «Туполев») и № 81 (ныне ОАО «Тушинский машиностроительный завод»). Был образован самолётостроительный завод №166. Первым директором был назначен лётчик, А.В. Ляпидевский. В 1941—1943 годах при заводе работало опытно-конструкторское бюро авиаконструктора Туполева.
За годы Великой Отечественной Войны завод № 166 изготовил 80 бомбардировщиков Ту-2, более 3500 истребителей Як-9. Всего с 1942 по 1945 годы завод изготовил более 3000 самолётов разных марок и модификаций. Примечательно ещё и то, что на этом заводе работал известный Советский авиаконструктор Сергей Королёв.
2
Завод №29 имени Баранова в августе 1941 был эвакуирован из Запорожья в Омск. Эвакуацией данного предприятия руководил специальный уполномоченный Государственного Комитета Обороны Михаил Хруничев. На заводе производились двигатели и моторы.
То, что Советскому Союзу удалось в такой сложной обстановке не только эвакуировать промышленность, но и успешно начать выпуск нужных стране боеприпасов - это, безусловно, заслуга Советского народа, их подвиг. Но и роль руководителей Советского государства ни в коем случае нельзя преуменьшать. Ведь именно они несли самую большую ответственность за судьбу страны. Успешная организация переброски заводов, и начало производства на новых местах – это во многом их заслуга тоже.
Заслуга Сталина, Берии, Хруничева, а также многих директоров эвакуированных заводов.
Учитывая то, что руководитель НКВД Лаврентий Берия не возглавлял, но курировал наркоматы боеприпасов, вооружения и танков, помимо основной работы, его можно с уверенностью назвать кризисным менеджером, а НКВД-четвёртой властью. С мая 1944 г. Берия становится фактическим руководителем ГКО, а через год Сталин поручает ему работу по атомному проекту.
Во многом, благодаря Берии, Омск на сегодняшний день является промышленным центром Сибири, как и огромное количество других городов по всему бывшему СССР.
Организаторский талант Лаврентия Павловича был отмечен многими его современниками и историками [1].
Можно сделать вывод – благодаря эвакуации была защищена наша оборонная промышленность и жизни десятков миллионов людей. Если бы СССР хотел напасть на Германию, то никто не стал бы проводить эту операцию.
Список литературы:
1. Прудникова Е. А. «Берия. Последний рыцарь Сталина». —