Антисоветский документ вынесли на обсуждение представители США, Германии, Канады и некоторых восточноевропейских стран. Россия заняла нейтральную позицию, с осуждением не выступила и от голосования воздержалась...
Главный тезис проекта заключался в том, что «репрессии 30-х годов и позже в сталинский период должны получить однозначное осуждение со стороны стран, пострадавших от деятельности Сталина, и со стороны других государств». Но делегация КНР использовала право вето.
Заслуживает внимания не защитная, а именно наступательная аргументация главы китайской делегации Чжан Юна: «Подобные клеветнические резолюции не выйдут от имени ООН, пока КНР занимает свое кресло (в Совете безопасности. – А. Ч.). Возможно, невиновные и пострадали в те годы, но была поставлена задача очистить страну от скверны и задача эта выполнялась. У нас в Китае есть поговорка: о лесорубе судят не по числу щепок, упавших к его ногам, а по числу сваленных деревьев. Иосиф Виссарионович Сталин был хорошим лесорубом, который боролся с врагами советского трудового народа и достиг в этом больших успехов. Именно это главное, а не число отлетевших при этом щепок». «Запад пытается оправдать своим мнимым гуманизмом еще одну попытку лягнуть мертвого льва», – пригвоздил составителей резолюции китайский дипломат.
“Своим мнимым гуманизмом Запад пытается оправдать еще одну попытку лягнуть мертвого льва”
Далее последовала прямая отповедь. «Очерняя нашу историю, западные страны открывают окна Овертона, через которые пытаются приучить нас к лживым и разрушительным ценностям – культу денег и вещей, космополитизму, безнравственности, правам человека, развращению и примитивизации. Человечество уже проиграло кукловодам мирового капитала один сокрушительный бой (имеется в виду распад Советского Союза. – А. Ч.), но исход всего сражения по-прежнему зависит от нас», – заявил Юн.
Шутливая новость о якобы вынесенном на обсуждение Генассамблеи документе имеет под собой серьезную идеологическую основу. Для китайских руководителей, КНР остается продолжателем дела сталинского СССР в борьбе с империализмом. Затеянную Хрущевым и его приспешниками переоценку жизни и деятельности Сталина в Китае не приемлют. И это вовсе не идолопоклонство, как пытаются изобразить многие западные политологи и часть отечественных. В китайском руководстве считают, что имя и деятельность Сталина, уроки руководимого им СССР неотделимы от всемирной борьбы с империализмом и колониализмом за международное политико-экономическое равноправие, за национально-государственный суверенитет. А работы Сталина, прежде всего труд «Экономические проблемы социализма в СССР», опубликованный в 1952 году, многие его выступления, особенно последнее на XIX съезде КПСС, и поныне считаются в КНР одной из теоретических основ (по официальной терминологии Пекина) строительства социализма с китайской спецификой («Страна невыученных законов»).
Более того, ЦК КПК, Институты истории КПК и по изучению и переводу произведений Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина продолжают поиск подлинников неизвестных работ, выступлений, переписки этих деятелей. Усилиями названных учреждений, как отмечала газета «Жэньминь жибао», в Пекине в 2011 году открыта постоянная выставка истории распространения и изучения марксизма в Китае.
Относительно социализма с китайской спецификой: в КНР общеизвестно поручение Сталина, данное за неделю до «официальной» кончины вождя Дмитрию Чеснокову (1910–1973), члену президиума ЦК КПСС, главному редактору журналов «Коммунист» и «Вопросы философии»: «Мы должны в самое ближайшее время заняться вопросами дальнейшего развития теории. Мы можем что-то напутать в хозяйстве, но так или иначе выправим положение. Если же напутаем в теории, то загубим все дело. Без теории нам смерть». В СССР Чесноков был смещен со всех должностей уже 14 марта 1953 года. В КНР завет Сталина получил теоретическое и практическое воплощение.