За нашу Советскую Родину!

Пролетарии всех стран, соединяйтесь !

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ВСЕСОЮЗНОЙ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ

    

21 декабря 1879 г. – 145 – лет со дня рождения генералиссимуса Советского Союза товарища Иосифа Виссарионовича Сталина – верного соратника и ученика В.И.Ленина, руководителя партии большевиков, организатора строительства социализма в СССР и Победы советского народа над фашистской Германией и милитаристской Японией.».».». ».».».».

Заключение советского-германского договора 23 августа 1939 года – вынужденный, но единственно верный шаг руководства СССР

 

23 августа исполняется 80 лет со дня заключения договора о ненападении между Советским Союзом и Германией, известного под названием «пакт Молотова – Риббентропа». С подачи англо-американских империалистических кругов, начиная с конца 80-х гг. и по сей день не прекращается оголтелая клеветническая кампания вокруг данного договора.

В декабре 1989 года на II Съезде народных депутатов глашатай «перестройки», идеолог и советчик Горбачева, А.Н. Яковлев представил «доказательства» существования «секретного протокола» к «Договору о ненападении» между Германией и СССР от 23 августа 1939 года, в котором оговорено   разграничение сфер обоюдных интересов в Восточной Европе. Признание «факта существования» этого «протокола» и признание его «аморальным и незаконным», позволило использовать его, как таран для разрушения Союза ССР. Националисты Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и других постсоветских республик, а также псевдодемократические политики в России, подпевая реакционерам западных стран, до сих пор пытаются доказывать, что договор подтолкнул Гитлера на развязывание войны. Это нужно западным империалистам для обеления собственной роли в подготовке II мировой войны. Они стремятся обвинить руководство Советского Союза во всех смертных грехах, включая мнимый «сговор» с фашистской Германией. Они пытаются использовать эту тему для очернения советского прошлого. Однако следует отметить: имеются весомые доказательства серьезных аналитиков того, что указанный «секретный протокол» − это фальшивка.

Для того, чтобы оценить значение советско-германского договора о ненападении, следует представлять ситуацию, предшествующую его подписанию.

Мюнхенский сго­вор 29-30 сентября 1938 года позволил правительствам Англии и Франции и стоявшим за их спиной правящим кругам США отдать Германии Чехословакию как цену за обязательство начать войну против СССР. Правительства Англии и Франции не ограничились заключением соглашения с Гитлером только по чехословацкому вопросу. 30 сентября 1938 года в Мюнхене Чемберлен и Гитлер подписали англо-германскую декларацию, в которой обе стороны выражали желание никогда более не вести войну друг против друга. Декларация была равнозначна англо-германскому пакту о ненападении. 6 декабря 1938 года в Париже Боннэ и Риббентроп подписали декларацию, в которой существующая франко-германская граница признавалась окончательной. Декларация была равнозначна франко-германскому пакту о ненападении.

Мюнхенские соглашения 1938 года представляли собой антисоветский сговор. Они были направлены на то, чтобы полностью изолировать СССР на международной арене.

Политика непрерывных уступок германскому агрессору, которую проводили западные державы, принесла свои плоды. Гитлер уверовал в свою безнаказанность и стал открыто разжигать войну в Европе. Мюнхенское соглашение, включавшее в себя гарантию неприкосновенности остатков чехословацкого государства, не просуществовало и полгода. 15 марта 1939 года Гитлер ввел войска в Чехословакию. Сопротивления ему не было оказано. Гитлер расчленил Чехословакию. Чешские земли были преобразованы в германский «протекторат», а Закарпатская Украина передана хортистской Венгрии. Словакия объявила себя «независимой» республикой, но в действительности попала в полную зависимость от Германии.

Советское правительство квалифицировало действия Германии в отношении Чехословакии как акт насилия, агрессии, произвола и отказалось признать включение чешских земель в состав германского рейха. Советский Союз требовал обсуждения чехословацкого вопроса в Лиге наций, но не встретил поддержки со стороны западных держав.

Пользуясь попустительством стран Запада, Гитлер продолжал подготовку к будущей широкомасштабной войне. 28 апреля 1939 года он объявил о расторжении польско-германского договора 1934 года и англо-германского морского соглашения 1935 года, как якобы несовместимых с англо-польской декларацией о взаимной помощи.

22 мая 1939 года Италия и Германия подписали союзный договор с обязательством прийти на помощь друг другу в случае войны с государством или группой стран. Ранее, 25 октября 1936 года был создан военно-политический союз «Ось Берлин – Рим», за чем по­сле­до­ва­ло под­пи­са­ние 25 ноября 1936 года Германи­ей и Япо­ни­ей «Ан­ти­ко­мин­тер­нов­ско­го пак­та», к ко­то­ро­му 6 ноября 1937 года присоединилась Ита­лия, затем в 1940 году было подписано соглашение о создании Пак­та трёх дер­жав.

Итало-германский блок порвал все соглашения, при помощи которых западные страны рассчитывали гарантировать свою собственную безопасность, и открыто разжигал войну в Европе.

В этих условиях в марте 1939 года начались англо-франко-советские переговоры о заключении Тройственного пакта взаимной помощи. Это был последний шанс на сохранение мира в Европе.

Советское правительство приложило максимум усилий к тому, чтобы добиться соглашения с правительствами Англии и Франции на основах взаимности и равноправия сторон.

Однако правительства Англии и Франции вели себя двулично, они не хотели заключения договора с Советским Союзом, основанного на принципах взаимности и равноправия обязательств сторон. Англо-французские представители требовали помощи у Советского Союза на случай, если Англия и Франция сами будут вовлечены в войну из-за гарантий, данных ими Польше, Румынии и другим странам. Но они оставляли открытым вопрос о том, может ли Советский Союз в свою очередь рассчитывать на помощь с их стороны в случае прямого нападения на него агрессоров. Они требовали, чтобы Советский Союз помогал Греции и Бельгии, но не желали брать на себя никаких обязательств по оказанию помощи странам Прибалтики.

Особенно ярко нежелание англо-французской стороны сотрудничать с Советским Союзом в деле отражения гитлеровской агрессии проявилось в ходе переговоров о заключении военной конвенции, которые шли в августе 1939 года в Москве.

Советский Союз выразил готовность выставить против агрессора 136 дивизий, до 10 тысяч танков и танкеток, свыше 5 тысяч самолетов. Англия заявила, что она может выставить лишь 5 пехотных и одну механизированную дивизию. Стало ясно, что английские деятели собирались воевать чужими руками.

Правящие круги Англии и Франции, поощряемые американскими реакционерами, сорвали начавшиеся весной 1939 года переговоры с Советским Союзом и продолжали толкать Гитлера к нападению на СССР.

Ситуация усугублялась тем, что во время ведения переговоров Красная Армия вела ожесточенные бои против вторгшихся 11 мая 1939 года на территорию Монголии войск империалистической Японии. Складывалась реальная опасность для Советского Союза войны на два фронта. Это заставило Советское правительство искать иных путей обеспечения безопасности своей страны.

В августе 1939 года гитлеровское правительство обратилось к Советскому правительству с предложением заключить пакт о ненападении. Советский Союз оказался перед выбором: либо принять в целях самообороны предложение Германии и таким образом сохранить мир на известный срок, либо отклонить и тем самым позволить провокаторам войны немедленно втравить нашу страну в вооруженный конфликт с Гитлером в совершенно невыгодной для нее обстановке при условии полной изоляции. Как известно, согласно третьему пятилетнему плану (1938 – 1942 гг.) перевооружение Красной Армии намечалось произвести к 1942 году.

Враждебность западных держав к СССР, их нежелание сотрудничать с ним для отражения гитлеровской агрессии вынудили Советское правительство принять предложение Германии.

23 августа 1939 года в Москве был подписан советско-германский договор о ненападении. По этому договору, заключенному сроком на 10 лет, обе стороны обязались воздерживаться от агрессии и от нападения в отношении друг друга. В случае нападения на одну из сторон третьей державы другая сторона обязывалась не оказывать поддержки нападающему.

Заключение пакта о ненападении с Германией было необходимым и оправданным шагом со стороны Советского правительства. В сложной и противоречивой международной обстановке лета и осени 1939 года пакт с Германией отвечал жизненным интересам советского народа. Он полностью соответствовал нормам международного права, практике деятельности мирового сообщества и самих западных держав в тот период.

Выступая на расширенном заседании Политбюро ЦК ВКП (б) незадолго до начала Великой Отечественной войны (в конце мая 1941 года), И.В. Сталин сказал:

«Таким образом, заключение договора о ненападении с Германией было правильным политическим шагом с нашей стороны. Он дал необходимую передышку для более лучшей подготовки страны к обороне, позволил расколоть направленный против нас мюнхенский фронт империалистов в лице Германии, Италии, Англии и Франции и стоящих за их спинами США. В результате общего похода империалистических держав против СССР не получилось. Это главный результат».

Итогом дальновидной политики руководителя Коммунистической партии и Советского правительства И.В. Сталина стало то, что Советский Союз вышел из Второй мировой войны победителем. Он спас свой народ и народы Европы от фашистского рабства и физического уничтожения.

Подготовил В. Зеликов

Вы здесь: Главная Информация 2019 Заключение советского-германского договора 23 августа 1939 года – вынужденный, но единственно верный шаг руководства СССР