Чего теперь хочет армянская диаспора
- Подробности
- Создано 10 Декабрь 2020
Усния Бабаева
После поражения во второй карабахской войне в Армении и в армянской диаспоре осознают, что пришло время менять внешнюю политику и идеологию, реформировать экономику. Конструктивных предложений пока немного. Некоторые идеи диаспоры проанализировала Усния Бабаева.
В информационном пространстве мне интереснее следить за высказываниями и публикациями армян диаспоры, чем "материковой" Армении. Широкая география расселения позволяет армянам интегрироваться в различные общества, при этом они четко выстраивают отношения с родиной. На мой взгляд, именно диаспора была отправной точкой многих процессов в Армении – это и "денежный мешок", и буфер небогатого государства. Вместе с тем, после поражения во второй карабахской войне армянская диаспора начала быстро переформатироваться. Сегодня главное для них - возрождение нации. При этом вопрос возвращения на родину предков не стоит - все дистанционно. В диаспоре говорят о необходимости реформ и пересмотре главных идеологических постулатов, которые за 100 последних лет, оказались нежизнеспособными и привели к национальному коллапсу.
Одним из основных факторов недовольства диаспоры остается нерациональное расходование средств, аккумулировавшихся в таких структурах, как Объединенный фонд Армении, Всеармянский фонд, фонд "Наследие" и т.д. Подобных финансовых структур было создано немало, и все они были нацелены на оказание адресной помощи. Сегодня в диаспоре размышляют об обновленном интерактивном финансовом участии по восстановлению и развитию экономики. Однако для этого, как считает молодое поколение диаспоры, должен быть изменен политический дискурс, поскольку "геноцидоцентричность" - путь в никуда, и от этого исторического стресса следует избавляться. Первостепенным, по мнению армян диаспоры, должен стать поиск в мире новых партнеров, т. к. "армяне, наконец, осознали отсутствие мировой справедливости". Также предлагается сетевой формат в управлении страной: свои люди в правительстве или фракция в парламенте. Хотя в этом, на мой взгляд, никакой новизны нет, ведь эта лоббистская традиция существует достаточно давно, чуть ли не с советских времен.
Слушая людей из диаспоры, я не особо верю, что какие-либо постулаты будут изменены. Просто потому что сама идеология построена на идеях "избранности". Сегодня и стар, и млад говорят о том, что горды быть теми, кем являются, что смогли сохраниться как нация, благодаря победе духа; и сегодня цель мирового армянства - стать сильными экономически и технологически. Удивляет, что никто из армян диаспоры не обмолвился даже словом о необходимости налаживания мостов с соседями, диалога с азербайджанцами. Нет этого пункта в их повестке.
Между тем, пару недель назад я смотрела видеобеседу трех деятелей искусства, представляющих азербайджанское зарубежье. Все трое говорили, что нужно дружить, попытаться забыть обиды и начать процесс интеграции побежденных соседей в региональные экономические и культурные проекты. Если честно, то я не сторонник этих миротворческих инициатив, т. к. считаю, что вовлечение в региональное сотрудничество - "улица с двусторонним движением", и сигнал о готовности и заинтересованности должен идти и от армянской стороны. Это неизбежно произойдет со временем.
Интересно, разрабатывают ли диаспоры перспективные планы, обсуждают ли она возможные варианты. Я понимаю, что роль азербайджанской диаспоры в мире несоизмеримо мала в сравнении с армянской. И все же... События последних месяцев показали, что мы можем объединиться, мобилизоваться перед лицом угроз и, что самое, на мой взгляд, главное во всем этом, что мы обладаем тем самым идентификационным кодом, который и должен стать залогом всех наших будущих побед.