За нашу Советскую Родину!

Пролетарии всех стран, соединяйтесь !

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ВСЕСОЮЗНОЙ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ

    

19 ноября 1928 г. – Речь И.В. Сталина «Об индустриализации страны и правом уклоне в ВКП (б) на пленуме ЦК ВКП (б). 19 ноября 1942 г. – 82 года начала контрнаступления советских войск под г. Сталинградом. Стратегический перелом в ходе Великой Отечественной войне в пользу СССР. Начало освобождения Северного Кавказа и КМВ.».». ».».».».

Битва за Карабах – война нового типа?

 

 Александр Плеханов

 

В полуторамесячном сражении за Нагорный Карабах на поле бое встретилась советская техника и современные образцы оружия. Какие можно сделать выводы?

По итогам боев вывод напрашивается один – любая армия без серьезной системы ПВО и современных средств радиоэлектронной борьбы обречена если и не на разгром, то уж точно на поражение. Можно превосходить противника в разы по количеству бронетехники и артиллерии, но без прикрытия их средствами ПВО танки и пушки станут легкой мишенью для ударных беспилотников, которые будут уничтожать их практически в полигонных условиях.

Это мы наблюдали в Идлибе, когда турецкие беспилотники нанесли чувствительные потери сирийской армии, потом все это практически один в один повторилось в Ливии и продолжилось в Карабахе.

Турецкие беспилотники Bayraktar TB2 господствовали в карабахском воздушном пространстве и почти безнаказанно уничтожали армянскую технику и живую силу.

Несмотря на то, что по заявлениям армянской стороны, несколько «байрактаров» были сбиты, на ход боевых действий это мало повлияло. Имея такого союзника, как Турция, Азербайджан мог к подобным потерям относиться спокойно, зная, что они будут оперативно компенсированы турками.

В данном конфликте удивляет тот факт, что были задействованы всего лишь ударные беспилотники Bayraktar TB2, не самые современные, надо сказать.

За последние годы Турция сумела запустить в производство сразу пять ударных дронов и по данному направлению выйти на лидирующие позиции в мире. Более того, именно турецкие беспилотники на сегодняшний день являются самыми воюющими, широко применяясь в Сирии, Ливии и Карабахе.

Если в постсоветские республики, такие как Азербайджан и Украина, поставляются не самые современные Bayraktar TB2, то вооруженные силы Турции используют более «продвинутый» беспилотник Anka-S, а в недалеком будущем, если возникнет необходимость, могут бросить в бой двухмоторные ударные БПЛА Akinci и Aksungur. Это достаточно серьезные машины, с большой бомбовой нагрузкой и радиусом действия, на порядок превосходящие Bayraktar TB2 по оперативным возможностям. Впрочем, и последний беспилотник доказал свою эффективность в современных конфликтах.

Bayraktar TB2
БПЛА Bayraktar TB2. Фото с сайта airwar.ru

Можно не сомневаться, что, продлись карабахская война ещё месяц, азербайджанская армия попросту добила бы остатки армянских подразделений и заняла бы всю территорию Карабаха. Несмотря на то, что армянская сторона готовилась к войне долгие годы, вряд ли кто предполагал, что война 2020 года будет кардинально отличаться от войны четвертьвековой давности.

Если раньше обе армии – армянская и азербайджанская – были вооружены одинаковым советским оружием, то нынешняя азербайджанская армия вышла на новый технический уровень, широко применяя турецкое и израильское оружие.

Например, азербайджанцы активно использовали израильские дроны-камикадзе Harоp, и пусть их сложно назвать сверхсовременными, но у армянской армии не было ничего аналогичного даже близко. А самое главное, воюющие в Карабахе армянские подразделения не имели эффективной системы ПВО и средств радиоэлектронной борьбы, что и предопределило исход конфликта.

Можно быть хоть трижды героем, но одним автоматом Калашникова и советскими танками много не навоюешь, и они никак не защитят от недосягаемых ударных беспилотников. Особенно если их у противника много, да и не только их.

Исходя из всего вышесказанного, можно утверждать, что в Карабахе встретились две разных армии: армянская, в массе своей вооруженная оружием прошлого века, и азербайджанская, имеющая на вооружении ряд современных систем, дающих огромное преимущество над противником. Еще в Сирии было ясно, как в общих чертах будут выглядеть не ядерные вооруженные конфликты XXI века, а война в Карабахе лишь подчеркнула ряд ключевых моментов.

Отныне не бронетанковые армады и многочисленные дивизии будут решать исход конфликта, а наличие высокоточного оружия, современная система ПВО и развитые средства радиоэлектронной борьбы. И провал лишь в одном из этих компонентов запросто может привести к поражению.

Также карабахский конфликт показал все более уменьшающуюся роль на поле боя бронетехники. За полтора месяца боев обе стороны потеряли более 40 танков и десятки БМП и БТР, многие из которые были уничтожены, не успев сделать по противнику ни единого выстрела. Да даже не успев увидеть противника.

Бронетехника все больше начинает напоминать линейные корабли, которые были дорогими, трудоемкими в производстве, но с развитием ракетного оружия ставшие бесполезными. Разумеется, танки ещё долго будут оставаться на вооружении многих армий мира, но если бронетехнику не прикрывает «зонтик» ПВО, то она превращается в беззащитную мишень. Достаточно посмотреть на кадры уничтожения сирийских и армянских танков турецкими беспилотниками, которые расстреливали их, как в тире.

Какие выводы должны сделать из карабахского конфликта российские военные? Само собой, их немало, но главный из них следующий – в цифровую эпоху на передний план выходит не героический пехотинец и не менее героический танкист, а бездушные роботизированные системы.

Можно не сомневаться, что и с армянской, и с азербайджанской стороны было немало проявлений героизма и самопожертвования, но ход войны в значительной степени определили бесстрастные цифровые птицы – ударные беспилотники. Наверное, не имеет смысла говорить о том, что и армянская, и азербайджанская армии несопоставимы по уровню оснащения с армиями стран НАТО, но дело в том, что многие из них также не оснащены в достаточной мере сверхсовременными комплексами ПВО, средствами радиоэлектронной борьбы и достаточным количеством высокоточного оружия. Особенно это относится к армиям стран Восточной Европы.

К сожалению, и в российской армии до сих пор сохраняется отставание по ударным беспилотникам от США, Израиля, Китая, Турции и даже Ирана. Проекты ударных беспилотников давно разработаны, многие из них почти доведены до серийного производства, но до насыщения войск нужным количеством ударных дронов пройдет ещё не один год. А ведь они были нужны ещё вчера или даже позавчера. Причем это относится ко всем типам ударных беспилотников, включая дроны-камикадзе.

Если посмотреть на действия российской авиации в конфликтах последних лет, то они по сути мало чем отличаются от действий советской авиации в годы Второй мировой войны. На головы супостатам высыпаются тонны бомб, среди которых небольшой процент приходится на корректируемые боеприпасы. Получается дорого, из-за использования бомбардировщиков с недешевым часом полёта, и подчас неэффективно. А уж если самолет сбивают и гибнет экипаж, то это ещё и человеческая трагедия.

Та же самая Турция в Сирии и Ливии использует ударные беспилотники с поршневыми моторами, с небольшой стоимостью часа полёта и копеечными боеприпасами. Мало того, что они точно поражают практически все цели, за исключением подземных бункеров, так ещё и в случае сбития не гибнут пилоты, да и сам беспилотник стоит в разы меньше бомбардировщика, например, Су-24. Да что там целого бомбардировщика – турецкий БПЛА Bayraktar TB2 стоит меньше, чем один двигатель Cу-24.

И для управления дроном нужны не высококлассные пилоты, обучение которых влетает в очень серьезную копеечку, а оператор, в роли которого может выступать чуть ли не школьник, поднаторевший в компьютерных играх. Так что в современных конфликтах использование беспилотников бывает гораздо выгоднее и эффективнее, чем использование реактивной боевой авиации.

А коль уж всё в современном мире измеряется деньгами, то и продажа беспилотников имеет больше перспектив, чем торговля истребителями и бомбардировщиками. С последними на мировом рынке оружия явный переизбыток, а вот беспилотники предлагают лишь немногие страны. К тому же выборочно, например, США свои беспилотники не продают кому попало, как и Израиль. Поэтому турецкие компании Baykar и TAI, выпускающие беспилотники Bayraktar TB2 и Anka-S, имеют очень хорошие шансы стать одними из мировых лидеров по продаже своих дронов. Особенно если удастся их полностью локализовать и избавиться от экспортных ограничений стран-поставщиков компонентов.

Конфликты в Сирии, Ливии и Карабахе сделали турецким ударным беспилотникам отличную рекламу, о которой можно только мечтать. Поэтому не исключено, что в недалеком будущем обзавестись турецкими дронами захотят не только Украина, Азербайджан и Катар, но и многие другие страны.

Мировой рынок оружия, хоть и имеет свои специфические особенности, но подчиняется общим правилам – кто успел, тот и съел. Кто в состоянии предложить инновационный продукт, тот и заработает, а кто не успел, тот опоздал.

Поэтому очень жаль, что Россия лишь в роли догоняющих, хотя первые отечественные беспилотники, причем реактивные, появились ещё в СССР. Но так называемая «перестройка» и особенно постперестроечные годы во многих областях отбросили страну на десятилетия назад. И нет ничего удивительного в том, что в России ударные беспилотники появляются только сейчас, а, например, в США ударный дрон Predator был принят на вооружение ещё в 1995 году.

Если же отойти от технической составляющей карабахского конфликта, то самый главный вывод – на армии и оружии экономить нельзя. Все мы помним, к чему привел зашкаливающий пацифизм Горбачева-Ельцина, воспылавших ко всему миру слабоумной братской любовью и кинувшихся ударными темпами сокращать армию и траты на оборону.

Уже в 1994 году за ошибки бездарных и недальновидных правителей стране пришлось заплатить очень высокую и страшную цену. В то же время Азербайджан показал, как надо относиться к своей армии и процессу перевооружения.

Многолетняя модернизация армии привела к фактически полному решению старого территориального спора, конца и края которому, казалось, не будет. Так что остается повторить и немного перефразировать знаменитую фразу Александра III: у России только три союзника – современная армия, современный флот и передовой военно-промышленный комплекс.

https://www.km.ru/world/2020/11/16/konflikt-v-nagornom-karabakhe/882418-bitva-za-karabakh-voina-novogo-tipa

Читать полностью: https://www.km.ru/world/2020/11/16/konflikt-v-nagornom-karabakhe/882418-bitva-za-karabakh-voina-novogo-tipa

Вы здесь: Главная Информация 2021 год Битва за Карабах – война нового типа?