За нашу Советскую Родину!

Пролетарии всех стран, соединяйтесь !

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ВСЕСОЮЗНОЙ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ

    

–12 октября 1938 г. – 86-я годовщина со дня рождения Нины Александровны Андреевой – Генерального Секретаря ЦК ВКПБ (08.10.1991 г. – 24.07.2020 г.) 12 октября 1892 г. – 132 года со дня рождения Григория Григорьевича Анджиевского – первого секретаря партии большевиков г. Пятигорска, первого Председателя Совдепа г. Пятигорска.».».».».

Сражение под Прохоровкой

 

Сражение под Прохоровкой

12 июля 1943 года состоялось крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны.

Сражение под Прохоровкой стало кульминацией грандиозной стратегической операции, вошедшей в историю как Курская битва, которая явилась решающей в обеспечении коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

События тех дней разворачивались следующим образом. Гитлеровское командование планировало провести крупное наступление летом 1943 года, овладеть стратегической инициативой и повернуть ход войны в свою пользу. Для этого была разработана и в апреле 1943 года утверждена военная операция под кодовым названием «Цитадель».

Имея сведения о подготовке немецко-фашистских войск к наступлению, Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение временно перейти к обороне на Курском выступе и в ходе оборонительного сражения обескровить ударные группировки врага. Тем самым   планировалось   создать благоприятные условия для перехода советских войск в контрнаступление, а затем в общее стратегическое наступление.

12 июля 1943 года в районе железнодорожной станции Прохоровка (56 км к северу от Белгорода) наступавшую танковую группировку немцев (4-я танковая армия, оперативная     группа    «Кемпф») остановил   контрудар   советских войск (5-я гвардейская армия, 5-я гвардейская танковая армия).

Изначально основной удар немцев на южном направлении Курской дуги направлялся западнее. Но 5 июля немецкие войска в составе 4-й танковой армии и армейской группы «Кемпф» перешли в наступление против войск Воронежского фронта. 6 июля по наступающим немцам были нанесены два контрудара со стороны железной дороги Курск — Белгород. Оба контрудара были отражены силами немецкого 2-го танкового корпуса СС.

Для оказания помощи 1-й танковой армии Катукова советское командование   подготовило   второй контрудар. В 23 часа 7 июля командующий фронтом Николай Ватутин подписал директиву № 0014/оп о готовности к переходу к активным действиям с 10:30 следующего дня. Однако контрудар хоть и ослабил противника, ощутимых результатов не принёс.

Не достигнув решающего успеха,   германское   командование   в соответствии со своими планами сместило острие главного удара в направлении Прохоровки с намерением выйти к Курску через излучину реки Псёл. Изменение направления удара было связано с тем, что согласно планам германского командования именно в излучине реки Псёл представлялось   наиболее   целесообразным встретить неизбежный контрудар превосходящих   по   численности советских танковых резервов. В случае если до подхода советских танковых резервов посёлок Прохоровка германскими войсками занят не будет, то предполагалось вообще приостановить наступление и временно перейти к обороне, с целью использовать выгодный для себя рельеф местности, не дав советским танкам вырваться из узкого дефиле, образованного топкой поймой реки Псёл и железнодорожной насыпью.

***

К 11 июля немцы заняли исходные  позиции   для   захвата   Прохоровки,   подтягивая   противотанковые средства и подготавливая оборонительные позиции.

К этому времени на позициях к северо-востоку от станции сосредоточилась   советская   5-я   гвардейская танковая армия, которая, находясь в резерве, 6 июля получила приказ совершить 300-километровый марш и занять оборону у Прохоровки. Фронтовой контрудар 12 июля планировалось нанести силами 5-й гвардейской танковой армии, 5-й гвардейской армии, а также 1-й танковой, 6-й и 7-й гвардейских армий. Однако в реальности в атаку смогли перейти только 5-я гвардейская танковая и 5-я гвардейская общевойсковая, а также два отдельных танковых корпуса (2-й и 2-й гвардейский), остальные   вели   оборонительные   бои против   наступающих   германских частей. Против фронта советского наступления оказались 1-я дивизия Лейбштандарте-СС «Адольф Гитлер», 2-я танковая дивизия СС «Дас Райх» и 3-я танковая дивизия СС «Тотенкопф».

***

Первое столкновение в районе Прохоровки   произошло   вечером 11 июля. По воспоминаниям Павла Ротмистрова, в 17 часов он вместе с маршалом Василевским во время рекогносцировки обнаружил колонну танков противника, которые двигались к станции. Атака была остановлена силами двух танковых бригад.

В 8 утра советская сторона провела артподготовку и в 8:15 перешла в наступление. В начале сражения советские танкисты получили некоторое преимущество: восходящее солнце слепило наступавших с запада немцев. Высокая плотность боя, в ходе которого танки сражались на коротких дистанциях, лишила немцев преимущества более мощных и дальнобойных пушек. Советские танкисты получили возможность   прицельно бить в наиболее уязвимые места тяжелобронированных немецких машин.

Южнее основного сражения наступала немецкая танковая группа «Кемпф», которая стремилась зайти наступающей советской группировке в левый фланг. Угроза окружения заставила советское командование отвлечь на это направление часть своих резервов.

Около 13 часов немцы вывели из резерва 11-ю танковую дивизию, которая   совместно   с   дивизией «Мёртвая голова» нанесла удар по советскому правому флангу, но атака была отбита.

К 14 часам советские танки стали теснить противника в западном направлении. К вечеру советские танкисты смогли продвинуться на 10—12 километров, оставив, таким образом, поле сражения у себя в тылу. Сражение было выиграно.

http://www.opoccuu.com/

Под Прохоровкой


Под Прохоровкой летом в сорок третьем

Поистине был самый ад войны.

Броня гудела и дышала смертью,

Дышала с той и этой стороны.

Сталь, накаляясь, в пламя превращалась,

В разящий порох превращалась кровь.

Как молнии, здесь сталкивалась ярость

Взаимоисключающих миров.

Во все столетья так еще не бились –

Вросли в простор две огненных стены!

Не здесь, в аду, светила справедливость

Лишь только с этой, с нашей стороны.

Как при затменье, меркло солнце в небе.

Метались танки, траками пыля…

Как соль на раны, принимала пепел

Измученная русская земля.


Борис ЯРОЦКИЙ

Цифры

В сражении участвовало около 1500 танков: порядка 800 — с советской и 700 — с германской стороны. В некоторых случаях указывается несколько меньшая цифра — 1200.

В советские времена распространение получила версия о том, что наши танки были атакованы немецкими «Пантерами». Однако сейчас выяснилось, что «Пантер» вообще не было в Прохоровском сражении. Вместо них против советских солдат сражались «Тигры» и … «Т-34», отремонтированные трофейные машины.

Однако самое худшее было в том, что одна треть советской танковой армии состояла из танков «Т-70», которые предназначались для разведки и связи. Они были намного менее защищенные, чем «Т-34», и явно уступали в боях на открытой местности немецким средним танкам. В открытом бою любой снаряд тяжелых и средних немецких танков легко уничтожал советские «семидесятки».

Наши войска под Прохоровкой понесли огромные потери. До сих пор точную цифру потерь среди солдат установить не представляется возможным. Поисковые группы и сейчас находят десятки безымянных воинов, павших под Прохоровкой.

Наибольшее количество составили пропавшие без вести – около35 тысяч человек.

Газета «Хочу в СССР!» №29 - 30 (96 - 97), 29 июля 2017 г.

Вы здесь: Главная Информация 2021 год Сражение под Прохоровкой