Так они «выносили» Сталина
- Подробности
- Создано 31 Октябрь 2021
Легенды и мифы
На этом съезде антисталинская кампания, запущенная в 1956 году, была уже не дозированной, а ежедневной. Беспрецедентную травлю могучего предшественника возобновил, разумеется, лично Хрущёв в отчётном докладе 17 октября. Само же решение о перезахоронении Сталина принял, столь же единогласно, президиум ЦК КПСС 15 октября 1961 года – в канун того самого XXII съезда.
Ныне тема «переноса» тела вождя обросла легендами, мифами, в то время как некоторые косвенные нюансы того, как всё было проделано, так и не стали предметом серьёзного анализа среди историков. И не случайно Мао Цзэдун заявил в 1963 году, что «кощунство над Сталиным – это последний этап работы по ликвидации КПСС и СССР».
Как, впрочем, «и всех стран, подчинившихся хрущевским ревизионистам». Такое дополнение было вполне логично в последовавшей вскоре советско-китайской конфронтации. Как предсказал великий кормчий, так и случилось – ровно через 30 лет после перезахоронения генералиссимуса...
Впрочем, по-прежнему так и нет ответа на вопрос: а Сталина ли поместили в мавзолей 9 марта 1953 года или же выносили оттуда его муляж?
Еще в ноябре 1960 года на международном совещании компартий представители КНР и Албании совместно предложили передать им саркофаг со Сталиным для установки в китайско-албанском мавзолее в Пекине.
Это предложение, от имени Пекина и Тираны, было повторено Чжоу Эньлаем Хрущеву в перерыве между заседаниями XXII съезда 28 октября. Как известно, СССР разорвал отношения с Албанией ещё весной 1961. Хрущев китайцам и албанцам отказал, не стесняяcь в антисталинских эпитетах. И уже через сутки... партийный съезд постановил убрать тот саркофаг из Мавзолея.
Похоже, боялись обвинений в подлоге?
«Военное обозрение» подробно рассматривало эту гипотезу и, скорее всего, она небезосновательна (Особое приглашение на похороны Сталина).
«Таланты» и покойники
Но Чжоу Эньлай смог-таки добиться разрешения не только посетить новое место упокоения Сталина, но и возложить там венок живых цветов с надписью на двух языках: «Великому марксисту товарищу И. В. Сталину. В знак того, что КПК не разделяла позицию Н. Хрущева, направленную против И. В. Сталина» (Посмертная судьба Сталина).
Лишь в мае 1970 года – через 10 лет после перезахоронения – на новой могиле покойного вождя установили сталинский бюст. Не без влияния требований по этому вопросу со стороны Пекина и Тираны.
Фото: maysuryan.livejournal.com
Однако бюст «обошёлся» без погон генералиссимуса: так оно спокойнее. Скорее всего, чтобы не слишком напоминал новым поколениям о верховном главнокомандующем в годы Великой Отечественной войны.
Впрочем, китайская политика с начала 70-х, как известно, всё активнее нацеливалась на сотрудничество с США и в целом с Западом против СССР. В связи с чем «албанский Сталин» – Энвер Ходжа – без устали разоблачал «просталинское» лицемерие Пекина. Но об этом – немного позже...
Особенности неумеренного антисталинизма на XXII съезде КПСС и ключевые подробности того перезахоронения уже широко известны. Включая, например, выступление на съезде 29 октября 1961 года соратницы якобы самого Ленина – Доры Абрамовны Лазуркиной.
Согласитесь, очень трудно поверить в то, что вот такое говорил психически нормальный человек: дескать, ей приснился в канун съезда сон, в котором Ильич просит её посодействовать выносу Сталина из мавзолея.
Когда объявили это выступление, премьер Чжоу направил записку Хрущеву: «Не пора ли остановиться, товарищ Хрущев? Вы забыли, что назывались в партии и стране «соратником и учеником Сталина», что Вы вносили его саркофаг в Мавзолей?»
Однако Хрущев не среагировал. И, одновременно с «моноспектаклем» на съезде некоей современницы Ленина Чжоу Эньлай покинул съезд.
Глядя из Лондона
С учётом упомянутого, весьма примечателен по поводу того же события материал BBC – уже весьма свежий, от 31 октября 2016 года:
...По обычаю советских идеологических кампаний, с предложением перезахоронить Сталина за несколько недель до съезда выступили Кировский и Невский машиностроительные заводы в Ленинграде и московский электромеханический имени Владимира Ильича.
Следом должен был так же выступить тогдашний глава ЦК компартии Грузии В. Мжаванадзе. «Но Мжаванадзе явился на заседание с шарфом на шее и едва прошептал Хрущеву, что простыл и потерял голос. Выйти на трибуну пришлось главе правительства Грузии Гиви Джавахишвили, который лишь кратко поддержал Лазуркину, Спиридонова и Демичева. Подытожил эти мнения сам Хрущев, и все на съезде проголосовали единогласно».
Между тем дом и дачу Г. Джавахишвили в Грузии в 1962-м, одновременно ночью, сожгли дотла (обошлось без жертв: тамошние обитатели были в отъезде). Поиск же виновых в поджоге так и не состоялся, хотя поиск формально объявили...
Фото: Raymond Cunningham / flickr.com
А в 1970 году на могиле Сталина установили бюст работы скульптора Н. Томского. Вероятно, это было сделано для примирения с Китаем.
Китайские «герои» и подвиги
Что же касается китайской позиции, «трепетная любовь Мао к «вождю и учителю всех народов», по оценкам осведомленных экспертов, существовала лишь в воображении советских сталинистов». И ведь с оценкой BBC пекинского «просталинизма» даже незачем спорить.
Взаправду, это очень по-китайски: форсировать политический – по сути, военно-политический союз с США с начала 70-х против СССР, сотрудничать даже с антисоветской эмиграцией – в сочетании с официальной защитой Пекином личности Сталина и с переизданиями в КНР его произведений на многих языках, в том числе на русском (Наши диссиденты делу Маркса–Энгельса–Ленина–Сталина–Мао были верны) – это ли не кощунство?
«Албанский Сталин» Энвер Ходжа у великой могилы
Это в полной мере изобличил Энвер Ходжа в начале 80-х:
В Китае о территориальных претензиях к СССР начали говорить – сперва исподволь – ещё в 1962 году. А затем фактически официально дополнили своё якобы осуждение антисталинской линии Кремля смелыми притязаниями уже чуть ли не на всю азиатскую часть СССР.
Пекин поддержал территориальные претензии к СССР и со стороны Японии. Параллельно румынский лидер Николае Чаушеску, пытаясь спровоцировать претензии Финляндии к бывшим финским районам, сетует на «русско-советскую колонизацию» Тувы (до 1944 года независимой), Бурятии и Алтая (см. Привет эмигранты – свободный Пекин – Прим. ВО).
Вот вам и «подлинные коммунисты». Снова дадим слово Энверу Ходже, не просто албанскому Сталину, а стойкому сталинисту до самого конца:
Пекин рвал связи с зарубежными компартиями, которые осуждали столь иезуитское кощунство в отношении Сталина и сталинского СССР. Такой политике удивляются даже на Тайване, но китайских перевёртышей и это не смущает».