ЛЕНИН И СТАЛИН В ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
- Подробности
- Создано 05 Ноябрь 2022
ЛЕНИН И СТАЛИН
В ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
к 105-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции
Великая Октябрьская Социалистическая Революция и последовавшее за ней стремительное шествие советской власти по всей стране стали триумфом ленинской политической стратегии и тактики. Сталин, восхищаясь политической прозорливостью Ленина, явленной им в подготовке и проведении октябрьского революционного переворота, говорил: «Ленин был рожден для революции. Он был поистине гением революционных взрывов и величайшим мастером революционного руководства. Никогда он не чувствовал себя так свободно и радостно, как в эпоху революционных потрясений».
То, что Ленин был, как иногда выражаются, «архитектором» Октября, – неоспоримая истина. Но это вовсе не значит, что в руководстве подготовкой и проведением октябрьского восстания Ленин был один. Задача была поистине грандиозной, и в ее решении Ленин, конечно же, опирался на руководящее ядро большевистской партии и прежде всего – на своих ближайших соратников. Среди них особое место занимает Сталин – и по своей подготовленности к революционной работе, и по активности, проявленной им в руководстве революционными событиями.
К 1917 г. 37-летний Иосиф Сталин был сложившимся в теоретическом и практически-политическом плане партийным руководителем. В революционных бурях он проявил себя как талантливый организатор политической и военно-революционной работы. Он по праву считается одним из вождей Октября, в числе которых, помимо Ленина, обычно называют такие имена, как Зиновьев, Каменев, Бухарин… Однако Сталин не может быть просто поставлен в этот ряд, ибо уже в ходе революционных событий он наиболее радикально заявляет о своем особом понимании исторического места и перспектив русской революции. Об этом свидетельствуют многие факты его биографии, особенно послеоктябрьской.
Уже 12 марта, т. е. вскоре после февральской революции, приехав в Петроград, Сталин становится главной политической фигурой среди большевиков. Вместе с Каменевым он возглавляет Русское бюро ЦК, руководит редакцией «Правды», председательствует на Всероссийской партийной конференции. Фактически став во главе петроградских большевиков, он предложил для начала установить связи с первичными организациями партии, разбросанными по всей России и на то время совершенно оторванными от центра, а затем создать революционно-демократический орган власти, который ориентировался бы на объединение с меньшевиками и компромисс с Временным правительством.
Но 3 апреля в Петроград прибыл Ленин и провозгласил курс на социалистическую революцию. В знаменитых «Апрельских тезисах» он выдвигает программу, допускающую захват власти путем вооруженного восстания и гражданской войны. Это была программа перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую – ленинский прорыв в революционной теории. Тезисы Ленина вызвали бурные споры в руководстве большевистской партии. Некоторые из ее лидеров (Зиновьев, Каменев, Рыков) восприняли их как проявление политического экстремизма. Нечего говорить о меньшевиках – Плеханов оценил их как «бред сумасшедшего». Но «низовые» организации партии были настроены иначе, и через несколько дней Всероссийская партийная конференция, состоявшаяся 24–29 апреля, приняла тезисы Ленина как руководство к действию. Открывая конференцию, Ленин уверенно заявил: «На долю русского пролетариата выпала великая честь начать», – начать революционный процесс перехода к социализму всех стран мира.
Сталин безоговорочно поддержал эту политическую ориентацию. К тому времени он в теоретическом и практически-политическом отношении был уже фигурой первого плана, способным, как и Ленин, по достоинству оценить революционный потенциал русского крестьянства, его антибуржуазность, – он не сомневался в том, что крестьяне поддержат пролетарских революционеров, а это является залогом их победы. Он, как и Ленин, полагал, что союз пролетариата и крестьянства при ведущей роли рабочего класса является социальной базой русского пути к социализму. Эта диалектическая концепция, основанная на соединении противоположностей, как раз и стала теоретически-политической платформой для выдвижения Сталина на роль ближайшего соратника вождя революции. После апрельской конференции он вошел в состав оперативного органа партии – Бюро ЦК РСДРП (б).
В июле в связи с попыткой Временного правительства арестовать лидеров большевистской партии, Сталин лично возглавил операцию по спасению Ленина от ареста, перевозил его с одной конспиративной квартиры на другую, пока не было принято решение переправить вождя в Финляндию. После отъезда Ленина он во второй раз за несколько месяцев оказывается фактически во главе партии. Именно он выступает с отчетным докладом ЦК о тактике партии в июльском кризисе на экстренной конференции Петроградской организации РСДРП (б). Его анализ нового этапа развития революции, как всегда, конкретен и точен; его способность к предвидению изумительна: «Мирный период развития революции кончился. Настал новый период, период острых конфликтов, стычек, столкновений. Жизнь будет бурлить, кризисы будут чередоваться. Солдаты и рабочие молчать не будут».
В конце июля, на проходившем в Петрограде VI съезде РСДРП (б) он впервые выступает с двумя основными докладами – о политической деятельности ЦК и о текущем моменте. Съезд ориентирует партию на взятие власти путем вооруженного восстания. Сталин делает на съезде заявление, которое прозвучало тогда пророчеством, идейным прорывом в будущее: «Не исключена возможность, что именно Россия явится страной, пролагающей путь к социализму». Он заявил это в ответ на предложение Е. А. Преображенского подчеркнуть в резолюции съезда, что Россия пойдет по пути социализма только вслед за странами Запада. Объясняя свою позицию, Сталин подчеркивает: «База нашей революции шире, чем в Западной Европе». «У нас же рабочих поддерживают беднейшие слои крестьянства». «Надо откинуть отжившее представление о том, что только Европа может указать нам путь. Существует марксизм догматический и марксизм творческий. Я стою на почве последнего».
Съезд поддержал Сталина, хотя не только Преображенский, но и другие партийные теоретики настаивали на том, что наша страна не имеет социалистической перспективы вне мировой пролетарской революции. Так, Бухарин в своем докладе говорил, что в случае победы нашей революции прежде, чем вспыхнет революция на Западе, «на очередь станет объявление революционной войны, т. е. вооруженная помощь» западным пролетариям. «Такой революционной войной мы будем разжигать пожар мировой социалистической революции», – в этом он видел «единственный выход из создавшегося положения».
В августе к большевикам примкнул вместе с группой своих единомышленников («межрайонцев») возвратившийся из эмиграции Троцкий; за короткое время он выдвинулся на видное место среди партийных вождей, что по существу означало принятие руководством партии его ориентации на «перманентную революцию». Как и Сталин, Троцкий – за вооруженное восстание. Редкий, если не единственный, случай их согласия, причем – по ключевому вопросу текущего момента. Однако это было не более чем тактическое совпадение, а стратегически они расходились и тогда. В противоположность Троцкому, видевшему в победе вооруженного восстания пролог мировой гражданской войны, Сталин рассматривал восстание как начало движения России по пути построения социализма, указываемому ее историческим опытом.
На заседании ЦК 15 сентября Каменев выступает против установки Ленина на подготовку вооруженного восстания как задачу текущего момента. Сталин, напротив, твердо придерживается ленинской установки. Он, опираясь на оценку ситуации как кризисной, стоит на том, что революция должна ориентироваться на скорую победу: «Задача пролетариата – сомкнуть ряды и неустанно готовиться к грядущим битвам».
В решающие недели октября Сталин – на передовой линии. 10 октября, после возвращения Ленина в штаб революции, на заседании ЦК РСДРП(б) было решено начать подготовку вооруженного восстания и учредить Политбюро ЦК, в состав которого вошли Ленин, Зиновьев, Каменев, Троцкий, Сталин, Сокольников и Бубнов (в таком порядке их фамилии записаны в протоколе).
На заседании ЦК 16 октября подготовка и проведение вооруженного восстания были окончательно признаны практической задачей момента. Ленин настаивает на необходимости «самой решительной, самой активной политики, которая может быть только вооруженным восстанием» и предлагает начать его до открытия II съезда Советов, намеченного на 25 октября. Зиновьев и Каменев выступают против, они – за то, чтобы отложить восстание. Сталин, возражая им, говорит, что мы тем самым дадим возможность контрреволюции собрать свои силы, «мы без конца будем отступать и проиграем всю революцию».
В результате бурной дискуссии, за предложение Ленина проголосовало 19 человек, против – 2, воздержались – 4. Руководство подготовкой и проведением восстания было возложено на Военно-революционный центр при ЦК партии, созданный на этом же заседании в составе Сталина, Свердлова, Бубнова, Урицкого и Дзержинского.
Однако 17 октября Зиновьев и Каменев выступили в открытой печати с изложением своей особой точки зрения. Ленин расценил это как политическое предательство. Он обратился с письмом к членам партии, в котором заявил: «Я говорю прямо, что товарищами их обоих больше не считаю и всеми силами и перед ЦК, и перед съездом буду бороться за исключение обоих из партии». Члены ЦК, в большинстве своем, это требование Ленина не поддержали. Сталин назвал суждения членов ЦК противоречивыми и выступил за то, чтобы в целях сохранения единства партии «обязать этих двух т.т. подчиниться, но оставить их в ЦК». Такое компромиссное решение и было принято.
25 октября, на съезде Советов в Смольном Ленин под аплодисменты делегатов заявил о социалистической революции как свершившемся факте и выразил надежду на скорую победу мирового пролетариата.
И.В. Сталин видел в завоевании и утверждении советской власти решающую предпосылку движения страны по пути социализма, что и было позднее выражено им в качестве формулы будущего: «Построение социализма в СССР как отдельно взятой стране». История подтвердила верность этой формулы: социализм в СССР был построен в кратчайшие сроки – под руководством Сталина и возглавляемой им партии большевиков.
В. А. Туев,
доктор философских наук, профессор.
Ленинград.