Сталин АНАРХИЗМ ИЛИ СОЦИАЛИЗМ.
- Подробности
- Создано 20 Декабрь 2022
В День рождения Иосифа Виссарионовича Сталина хотелось бы кратко ознакомить читателей с его знаменитой работой, которую он написал на 26-м году своей жизни.
«АНАРХИЗМ ИЛИ СОЦИАЛИЗМ?»
Это произведение И.В. Сталина, посвящённое критике анархизма и изложению основных идей марксистского мировоззрения. Впервые опубликовано в виде серии статей в период с июня 1906 года по апрель 1907 года в четырёх грузинских большевистских газетах, выходивших в Тифлисе: «Ахали Цховреба» («Новая жизнь»), «Ахали Дроеба» («Новое время»), «Чвени Цховреба» («Наша жизнь») и «Дро» («Время»). Эти философские статьи были написаны И.В. Сталиным в связи с выступлениями анархиста кропоткинца В. Черкезишвили и его приверженцев М. Церетели и Ш. Гогелия против мировоззрения марксистской партии – диалектического материализма и научного социализма. В своих статьях И.В. Сталин разоблачал и идейно громил врагов марксизма – меньшевиков и анархистов, защитил и развил марксистскую теорию. Критикуя анархистов по всем основным вопросам философии и научного социализма, И.В. Сталин дал яркое и глубокое изложение марксистского мировоззрения, марксистской теории социализма. И.В. Сталин в своей работе показал, что подлинными социалистами и настоящими революционерами являются только марксисты, признающие необходимость диктатуры пролетариата для построения нового общественного строя, основанного на общественной собственности на средства производства. Анархисты же, поскольку они проповедуют «социализм мелких общин», не являются подлинными социалистами, а поскольку отрицают необходимость диктатуры пролетариата, они не являются подлинными революционерами. Как все оппортунисты, анархисты являются проводниками буржуазного влияния в рабочем движении.
Анархизм и марксизм – это два враждебных, в корне отрицающих друг друга мировоззрения. Марксизм – единственно научное, последовательное, «цельное мировоззрение, философская система, из которой само собой вытекает пролетарский социализм Маркса. Эта философская система называется диалектическим материализмом» (Сталин, т. 1, с. 297). Марксизм в корне отрицает, как враждебные науке, все виды и формы метафизики, идеализма и вульгарного материализма. И.В. Сталин в своём труде глубоко освещает вопросы теории марксизма в неразрывной связи с насущными задачами революционной классовой борьбы пролетариата. В сжатой форме И.В. Сталин ярко характеризует марксистский диалектический метод, материалистическую теорию и их применение к общественной жизни – исторический материализм, науку о законах развития общества, о законах политической борьбы.
Разбирая в первом разделе книги диалектический метод, его содержание, И.В. Сталин даёт анализ основных положений марксистской диалектики, отстаивает их от нападок анархистов. Приводя живые, яркие примеры из диалектики классовой борьбы пролетариата, И.В. Сталин тем самым выясняет значение диалектики для понимания коренных задач борьбы за социализм. Всё существующее в мире находится в движении и развитии. В силу того, что всё в мире движется, изменяется, возникает, развивается и умирает, в жизни всегда существует новое и старое, революционное и консервативное, всегда идёт борьба между ними. Главное требование диалектического метода: рассматривать всё в движении и развитии и на основании этого определять, куда и как идёт жизнь, что рождается и что умирает, что разрушается и что созидается в ней. Положение марксизма о неодолимости того, что рождается в жизни и растёт изо дня в день, имеет огромное теоретическое и практическое значение, учит борцов за социализм видеть новое, растущее в жизни, ориентироваться на него, верить в неисчерпаемые силы пролетариата, который, в конце концов, победит буржуазию, ибо пролетариат растёт, усиливается и идёт вперёд, а буржуазия как класс разлагается, слабеет, стареет и становится лишним грузом в жизни, который должен быть отброшен. Движение общественной жизни, показывает И.В. Сталин, имеет две основные формы эволюционную и революционную. Движение эволюционно, когда прогрессивные элементы стихийно ведут борьбу и стараются внести мелкие, количественные изменения в старые порядки. Движение революционно, когда прогрессивные элементы ведут борьбу за коренное, качественное изменение старого порядка, за замену его новым общественным строем.
Разбирая философский материализм во втором разделе книги, И.В. Сталин показал, что марксистская теория есть научно монистическая теория. Её монизм выражается в том, что она понимает природу как единое, неделимое целое, выступающее в двух формах: материальной и идеальной. Марксизм отрицает как дуализм, так и идеализм. Для обоснования материализма в соответствии с современным состоянием естествознания И.В. Сталин даёт общую картину развития природы. Живых существ ещё не было, а уже существовала внешняя, «неживая» природа. Потом появились первые живые существа, не имевшие никакого сознания. Они обладали лишь свойством раздражимости и первыми зачатками ощущения. По мере исторического развития и усложнения строения животных, их нервной системы развивалась и способность ощущения, медленно переходя в сознание. На известной ступени развития органического мира возникает сознание и тем самым возможность познания мира, природы. Прежде чем может появиться представление о каком-либо предмете, этот предмет должен существовать в природе и воздействовать на органы чувств человека.
Материальная сторона – бытие есть содержание, а мышление, сознание есть форма. Содержание определяет форму, предшествует ей. Отсюда основное положение Маркса: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» («К критике политической экономии», 7). Абсурдны измышления субъективных идеалистов, считающих мир лишь ощущением, представлением человеческого «я». И.В. Сталин вскрывает коренное отличие диалектического материализма от старого, метафизического материализма, подчёркивает непримиримое отношение марксизма ко всякого рода проявлениям вульгарного материализма, который утверждал, будто сознание – та же материя. Материальной основой общественной жизни, её содержанием, учит марксизм, является экономическое развитие. Нравы, обычаи людей зависят от их экономических отношений. Отсюда практический вывод: если политические порядки и юридические формы негодны, значит, надо для их изменения коренным образом преобразовать экономические отношения.
В третьем разделе своей книги И.В. Сталин показывает, что «пролетарский социализм является прямым выводом из диалектического материализма» (т. 1, с. 331). В этом разделе даётся сжатый и яркий очерк социалистического общества, подвергаются критике реформистские и анархистские теории, в которых нет ни грана подлинно пролетарского, научного социализма. Излагая экономическое учение Маркса, И.В. Сталин показывает основное противоречие капиталистического общества – противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения. Пролетарская революция – единственный путь разрешения этого противоречия. Революция неизбежна, но её надо организовать, надо организовать и просветить те классовые силы, которые совершат революцию. Для этого рабочему классу необходимо создать революционную, марксистскую партию, которая, являясь высшей формой классовой организации пролетариата, будет руководить всеми рабочими организациями, разрабатывать тактику борьбы, объединять и направлять работу по революционному пути, по пути свержения царизма и буржуазии, для организации социализма.
Таково вкратце основное содержание этой философской работы И.В. Сталина. Она сыграла огромную роль в политическом просвещении рабочих и в борьбе большевиков Кавказа с антиленинскими течениями. Написанная в тот же исторический период, что и произведение Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», работа И.В. Сталина «Анархизм или социализм?» служила той же цели: защите и разработке теоретических основ марксизма, теоретической подготовке марксистской партии. В своей работе И.В. Сталин показал, что пролетарский социализм есть не просто одно из философских учений, каких много в буржуазном обществе. «Он является учением пролетарских масс, их знаменем, его почитают и перед ним «преклоняются» пролетарии мира. Следовательно, Маркс и Энгельс являются не просто родоначальниками какой-либо философской «школы» - они живые вожди живого пролетарского движения, которое растёт и крепнет с каждым днём. Кто борется против этого учения, тот хочет его «ниспровергнуть», тот должен хорошо учесть всё это, чтобы зря не расшибить себе лоб в неравной борьбе» (т. 1, с. 350). Эти слова звучат особенно актуально ныне, когда буржуазные «ниспровергатели» марксизма-ленинизма расшибают себе лоб, тщетно пытаясь дискредитировать великое учение марксизма. Десятки и сотни миллионов пролетариев и трудящихся всего мира видят в этом учении своё знамя, которое ведёт их к новой жизни, к коммунизму.