Фидель Кастро и его товарищи решили захватить военные казармы Монкада в Сантьяго-де-Куба и казарму в городе Баямо. Около года шла подготовка к штурму. 25 июля 1953 г. в усадьбе Сибоней, находящейся недалеко от Сантьяго-де-Куба, в условиях строжайшей конспирации собрались 165 человек. Их главным лозунгом стали слова : «Patria o muerte» - «Родина или смерть».
26 июля 1953 группа повстанцев, рассчитывая на поддержку широких масс, во главе с Фиделем Кастро выступила на штурм укрепленной казармы Монкада в Сантьяго-де-Куба. После двухчасового сражения отряд повстанцев потерпел поражение, многие революционеры были убиты, остальные преданы суду. На процессе Фидель Кастро защищал себя сам, отказавшись от адвоката, и произнёс свою знаменитую речь «Можете осуждать меня. Это не имеет значения – история меня оправдает». Всех подсудимых приговорили к длительным годам за решёткой, но трудовой народ Кубы увидев в братьях Кастро своих освободителей, потребовал немедленной амнистии, начались новые восстания и Батисте пришлось удовлетворить требование народа. Фидель и Рауль Кастро и ещё 100 их сподвижников переправились в Мексику, где они не усомнились в выбранном революционном пути, как в этом не усомнились большевики нашей родины после поражения революции в 1905-ом году. Фидель Кастро и его товарищи организовали революционное «Движение 26 Июля», название было выбрано в честь даты начала Кубинской революции. Там же они познакомились с Эрнесто Геварой. Эрнесто Гевара, покоренный силой личности Ф.Кастро, принимает решение присоединиться к кубинским революционерам, готовящим новую экспедицию на Кубу. Со своей стороны, Фидель Кастро отмечал, что в то время Гевара был политически более развит, чем кубинские товарищи; кубинцы прониклись к Эрнесто Геваре огромной симпатией и прозвали его «Че Гевара». «Че» – приставка, которая передаёт, в зависимости от интонации и контекста, различные чувства.
В 2 часа ночи 25 ноября 1956 года, после длительной военно-политической подготовки, отряд партизан во главе с Фиделем Кастро совершил посадку на яхту «Гранма» (Бабушка). Отряд насчитывал 82 человека. После долгого и тяжелого плавания отряд высадился на берега Кубы и попал в засаду. Эрнесто Че Гевара так вспоминал эти события: « 25 ноября 1956 года в 2 часа ночи судно с погашенными огнями, набитое до отказа людьми и всевозможными грузами, вышло из Туспана. 30-го числа мы услышали по радио известие о вооруженных столкновениях в Сантьяго-де-Куба, которые организовал наш незабвенный Франк Паис, пытаясь приурочить их к предполагаемой высадке экспедиции. На следующую ночь, 1 декабря, когда у нас уже были на исходе запасы воды, горючего и продовольствия, мы взяли курс прямо на Кубу, тщетно стараясь разглядеть огни маяка на мысе Крус. Только днем мы пристали к кубинскому берегу в районе пляжа Лас-Колорадас, в месте, известном под названием Белик. Когда мы высадились, нас разгромили. С воздуха и с берега нас безостановочно обстреливали, и вскоре в живых осталось меньше половины из нас – или в полуживых, если учесть наше состояние. Из 82 человек нас вместе с Фиделем осталось 12. А вскоре наша группа уменьшилась до семи человек, так как остальные пять куда-то пропали. Вот что осталось от гордой армии Движения 26 Июля. Прижавшись к земле, не открывая огня из опасения обнаружить себя, мы ждали последнего решения Фиделя. А вдали гремели выстрелы морской артиллерии и беспрерывно стучали авиационные пулеметы».
Однако эти 7 человек смогли собраться, дать отпор и уйти вглубь острова. Че Гевара вспоминал: «Какой человек этот Фидель! Вокруг рвутся снаряды, а он встает и говорит: «Смотрите, как стреляют. Испугались, значит. Боятся нас – знают, что мы с ними покончим». И, не говоря больше ни слова, вскидывает на плечо винтовку, берёт вещевой мешок и становится во главе нашего маленького отряда».
Постепенно численность отряда, нашедшего поддержку среди местного населения, увеличилась. Он стал одерживать победы в столкновениях с войсками противника. Авторитет Фиделя Кастро и партизанского движения неуклонно рос. Со временем отряд превратился в Повстанческую армию, которая стала главным фактором в борьбе против тирании. Одновременно с повстанцами Кастро стали расти революционные настроения населения Кубы, которое стало активно поддерживать пламенных революционеров, впоследствии действия различных революционных сил стали координироваться и направляться в едино русло, революция шла полным ходом и набирала свои обороты, войска Батисты стали терпеть поражение за поражением.
Дни кровавого капиталистического режима Батисты были сочтены. В конце ноября 1958 г. начались решающие бои за Кубу. 1 января 1959 г. войска под командованием Фиделя Кастро и Рауля Кастро вошли в Сантьяго. Одновременно на западе повстанцы во главе с Че Геварой овладели городом Санта-Клара – столицей провинции Лас-Вильяс. Затем объединенные отряды Че Гевары и
Сьенфуэгоса двинулись на Гавану.
Понимая, что война проиграна и что скоро революционный суд покончит с Батистой, в ночь под новый год он тайно и трусливо бежал с Кубы, захватив с собой ценности, награбленные за долгие годы хозяйничанья в стране. Реакция в сговоре с посольством США предприняла попытку не допустить перехода власти к повстанцам и создала правительственную хунту, которая провозгласила президентом страны члена Верховного суда Карлоса Пьедру. В ответ руководство Повстанческой армии, Народно-социалистическая партия и Национальный объединенный рабочий фронт (профсоюзное объединение) призвали к всеобщей политической забастовке. Всеобщая забастовка и решительное наступление Повстанческой армии, вошедшей 2 января в Гавану, пресекли происки реакции. 4 января власть перешла к Революционному правительству.
Свержение диктаторского режима открыло новую страницу в истории Кубы. «Победа, одержанная 1 января, – говорится в материалах Коммунистической партии Кубы, – была историческим событием, навсегда подвела черту четырем с половиной векам колониального и неоколониального господства и угнетения трудящихся масс и всего народа, векам голода, безработицы, дискриминации, произвола, преступлений и невежества » (I съезд Коммунистической партии Кубы).
Революцию на Кубе осуществил рабочий класс, трудовое крестьянство и трудовая интеллигенция в лице студенческой молодёжи. «Рабочему классу – носителю революционной идеологии, выступающему в тесном союзе с крестьянством и средними слоями нашего населения, – подчеркивал Ф. Кастро, – принадлежала ведущая роль в новой революции, и они определяли ее характер». В ходе Кубинской революции наглядно проявилась роль субъективного фактора в революционной борьбе. Большая заслуга кубинских революционеров во главе с Фиделем Кастро состоит в том, что они смело начали вооруженную борьбу против диктатуры Батисты, они были уверены в своей победе над капитализмом и буржуазной диктатурой, они не упустили исторической инициативы, помогли развитию широкого народного движения, которое в конечном счёте поставило Кубу па путь социалистического переустройства общества. В последующем Фидель Кастро писал: « Я начинал революцию, имея за собой 82 человека. Если бы мне пришлось повторить это, мне бы хватило пятнадцати или даже десяти. Десять человек и абсолютная вера. Неважно, сколько вас. Важно верить и важно иметь чёткий план. То, что мы сделали, должно было научить нас, что невозможного нет. Ведь то, что казалось невозможным вчера, стало возможным сегодня. И поэтому ничто не покажется нам невозможным завтра».
Именно с такой уверенностью Кубинские трудящиеся приступили к строительству социализма, и «остров свободы» живёт и поныне, созидает, верит и творит свою судьбу сам! Великая кубинская социалистическая революция закончилась полной победой 56 лет тому назад, она может смело встать в список социалистических революций, которые доказали, что именно так решается вопрос власти, вопрос справедливости и свободы трудовых народов! Мы горячо поздравляем наших Кубинских товарищей и Кубинский трудовой народ с этим великим праздником! Слава Кубинской революции! Слава её великим вождям: Фиделю и Раулю Кастро и Эрнесто Че Геваре! Слава Трудящимся Кубы! Socialismo o muerte!
Павел Серпов