I конгресс Международного Товарищества Рабочих состоялся в Женеве в начале сентября 1866 г. На нем присутствовало 46 делегатов от различных секций Интернационала и 14 представителей от английских тред-юнионов. По своим идейным воззрениям состав конгресса был весьма пестрым. Но, несмотря на это, конгресс прошел плодотворно, рассмотрев и решив основные вопросы повестки дня. Вопреки намерениям прудонистов, выступивших против стачечной борьбы и ограничения рабочего дня, конгресс принял резолюции, составленные Марксом. В них утверждалась необходимость стачечного движения пролетариата, 8-часового рабочего дня, вовлечения женщин в производство и охраны женского и детского труда. Важным достижением конгресса явилось решение о роли тред-юнионов. Большинство делегатов утвердили составленный К. Марксом доклад, в котором профсоюзы рассматривались как массовая организация, ставившая своей задачей социальное и политическое освобождение трудящихся.
В. И. Ленин высоко оценил резолюцию Женевского конгресса о значении профсоюзов. «Резолюция этого конгресса,— писал он,— точно указала значение экономической борьбы, предостерегая социалистов и рабочих, с одной стороны, от преувеличения её значения (заметного у английских рабочих в то время), с другой стороны, от недостаточной оценки её значения (что замечалось у французов и у немцев, особенно у лассальянцев). Резолюция признала профессиональные рабочие союзы не только закономерным, но и необходимым явлением при существовании капитализма; признала их крайне важными для организации рабочего класса в его ежедневной борьбе с капиталом и для уничтожения наемного труда».
Женевский конгресс имел большое значение еще и потому, что на нем был принят Устав Интернационала. Так, уже на I конгрессе Интернационала идеи Маркса начали побеждать в борьбе с мелкобуржуазными течениями социализма.
Но борьба эта была сложной и продолжительной, что проявилось на II конгрессе Международного Товарищества Рабочих, созванном в 1867 г. в Лозанне. На этом конгрессе прудонисты и их сторонники оказались в большинстве. Им удалось принять резолюцию, отрицающую значение забастовочного движения и проповедующую создание народных банков и беспроцентных кредитов для рабочих. Но последователи Маркса добились подтверждения решения Женевского конгресса о необходимости политической борьбы.
Представительным конгрессом Первого Интернационала явился Брюссельский конгресс, состоявшийся в сентябре 1868 г. На нем присутствовало 99 делегатов от Англии, Бельгии, Германии, Италии, Испании, Франции и Швейцарии. Конгресс призвал трудящихся всех стран бороться против войн между различными государствами, выступать против милитаризации. Большим достижением Брюссельского конгресса явилось признание необходимости борьбы с частной собственностью, против чего усиленно выступали прудонисты. Конгресс принял решение установить коллективную собственность на землю, копи, рудники, шахты, каменоломни, железные дороги.
К концу 60-х годов XIX в. Интернационал становится влиятельной и популярной организацией среди рабочих Европы. Его усиливавшееся значение, расширение круга влияния были обусловлены массовым стачечным движением рабочих, в котором Интернационал играл руководящую роль. В этих условиях резко увеличивалось число членов Международного Товарищества Рабочих, возросший авторитет которого сильно тревожил господствовавшие классы Европы.
Такой была обстановка, в которой в сентябре 1869 г. собрался в Базеле IV конгресс Интернационала. На нем прудонисты потерпели окончательное поражение, так как конгресс подтвердил решение Брюссельского конгресса о принципе коллективной собственности на землю. Но вместо разбитых прудонистов выступили анархисты — сторонники Михаила Бакунина. М. А. Бакунин проделал сложный путь политических исканий, начав свою деятельность с увлечения философией, активного участия в дрезденском восстании 1849 г, и ареста, который привел закованного в цепи революционера в каземат Петропавловской крепости. В 1868 г. Бакунин создал анархистское общество «Альянс социалистической демократии», которое основной задачей ставило «ликвидацию государства», «уравнение» классов путем отмены права наследования, что должно было, по мнению Бакунина, привести к постепенному переходу земельных частных владений к обществу.
Бакунин пытался добиться у Генерального Совета принятия «Альянса» в Интернационал. После того как ему в этом было отказано, бакунисты заявили о роспуске своей организации, хотя в действительности сохранили «Альянс». Стремясь захватить в свои руки руководство Генеральным Советом, они повели борьбу против марксистов.
Деятельность анархистов наносила вред международному пролетарскому движению. Бакунисты выражали интересы не промышленного пролетариата, а взгляды разорившейся части мелкой буржуазии и крестьянских масс. После ожесточенных дебатов выяснилось, что многие делегаты конгресса поддерживали резолюцию Бакунина. Это явилась свидетельством того, что анархизм в то время стал главной опасностью в международном рабочем движении.
18 марта 1871 г. произошло величайшее событие — была провозглашена Парижская Коммуна, явившаяся первым в мире пролетарским государством, осуществившим на практике идею диктатуры пролетариата. «Восставший против старого режима пролетариат,— писал Ленин,— взял на себя две задачи — общенациональную и классовую: освобождение Франции от нашествия Германии и социалистическое освобождение рабочих от капитализма. В таком соединении двух задач — оригинальнейшая черта Коммуны». Генеральный Совет Международного Товарищества Рабочих выступил в поддержку Коммуны, установил с ней связь, давал советы, защищал ее дело от клеветнических нападок буржуазии. Несмотря на то, что Коммуна возникла стихийно, она явилась порождением развития международного рабочего движения, результатом влияния Международного Товарищества Рабочих. Поэтому Энгельс писал, что Коммуна «была, несомненно, духовным детищем Интернационала».
После поражения Парижской Коммуны со всей очевидностью возникла необходимость усиления борьбы за создание политических партий рабочего класса. Между тем анархисты и оппортунисты в это время открыто выступали против политической борьбы трудящихся, стремились дискредитировать идею создания организованных, дисциплинированных партий рабочего класса.
Лондонская конференция Интернационала, собравшаяся в сентябре 1871 г., приняла резолюцию «О политическом действии рабочего класса». В ней указывалось, что против политического господства имущих классов пролетариат «может действовать как класс, только организовавшись в особую политическую партию», которая должна «обеспечить победу социальной революции и достижение её конечной цели — уничтожение классов». Особую тревогу вызвало у участников конференции поведение С. Г. Нечаева, выдававшего себя за члена Интернационала и компрометировавшего Международное Товарищество Рабочих. В июле — августе 1871 г. в Петербурге происходил судебный политический процесс по делу участников нечаевской организации. Сам Нечаев по этому процессу осужден не был, так как ему удалось бежать за границу. Но материалы судебного расследования, широко опубликованные в русских газетах, раскрыли авантюризм и беспринципность действий Нечаева, убившего члена своей организации, не разделявшего его взглядов. Это и заставило Лондонскую конференцию уполномочить Генеральный Совет Интернационала заявить, «что Нечаев никогда не был ни членом, ни представителем Международного Товарищества Рабочих».
Марксистские решения Лондонской конференции не остановили подрывной деятельности Бакунина и его сторонников, которые открыто выступили против Интернационала. 12 ноября 1871 г. в швейцарском городе Сонвилье они собрали свой конгресс и обратились к членам Международного Товарищества Рабочих с призывом не признавать решений Лондонской конференции. Такое выступление бакунистов было чревато серьезными последствиями, могущими привести к расколу международного социалистического движения. Требовалось немедленно дать отпор раскольникам.
Генеральный Совет 5 марта 1872 г. принял написанный Марксом и Энгельсом циркуляр «Мнимые расколы в Интернационале», который разоблачал вероломные и дезорганизаторские действия анархистов, их подрывную деятельность в Интернационале. Документ, кроме того, прямо отмечал значение Международного Товарищества Рабочих в борьбе трудящихся всех стран: «Интернационал является подлинной и боевой организацией пролетариата всех стран, объединенного в общей борьбе против капиталистов и землевладельцев, против их классового господства, организованного в государство».
К осени 1872 г. разногласия между марксистами и бакунистами углубились. К началу работы конгресса в Гааге (2 сентября) они достигли большой напряжённости. Как же развернулись события на Гаагском конгрессе Интернационала? В центре внимания конгресса находились два главных вопроса, вызвавших продолжительные дебаты марксистов и бакунистов: 1) о правах Генерального Совета и 2) о политических действиях пролетариата. Постановка и обсуждение этих вопросов знаменовали собой решительное сражение двух идейных течений в международном социалистическом движении: марксистов, выступавших сторонниками политической борьбы пролетариата и придерживавшихся принципа демократии и централизма в Интернационале, и их противников — бакунистов, отрицавших значение политической деятельности пролетариата и проповедовавших анархистские воззрения в организационном отношении. Победу одержали марксисты. Конгресс решил усилить полномочия Генерального Совета, централизовать его действия, дать ему более широкие права, направленные на укрепление дисциплины в рядах Международного Товарищества Рабочих.
Гаагский конгресс Интернационала расследовал и обсудил деятельность бакунистского «Альянса». Специальная комиссия Генерального Совета установила, что «Альянс социалистической демократии» имеет отдельный устав, противоречивший уставу Интернационала, и ведет фракционную деятельность против Международного Товарищества Рабочих. Комиссия решила, что дальнейшее пребывание Бакунина в Интернационале наносит вред международному пролетарскому движению. Исходя из этого, Гаагский конгресс принял решение исключить Бакунина и его ближайшего соратника анархиста Гильома из Интернационала. Гаагский конгресс имел колоссальное значение: он завершился победой марксизма над бакунизмом и другими мелкобуржуазными течениями, тормозившими развитие классовой борьбы пролетариата и создание боеспособных партий рабочего класса.
Оценивая историческое значение Международного Товарищества Рабочих, В. И. Ленин указывал, что Интернационал сыграл «свою историческую роль, уступив место эпохе неизмеримо более крупного роста рабочего движения во всех странах мира, именно эпохе роста его вширь, создания массовых социалистических рабочих партий на базе отдельных национальных государств».
За свою сравнительно короткую историю (1864-1876 гг.) Первый Интернационал своими резолюциями, своей практической работой решил огромный круг вопросов, стоящих перед международной классовой борьбой рабочих. Вглядываясь в историю Первого Интернационала, ясно видишь и сходство тех трудностей и проблем, с которыми пришлось столкнуться руководителям и участникам этого первого в истории международного объединения рабочих с теми, что приходится видеть и с чем бороться в современном рабочем, коммунистическом движении. Огромна роль Первого Интернационала в идейном росте, теоретическом «взрослении» российских революционных сил. Я с удовольствием принимаю почетную обязанность, которую Вы мне предлагаете — так ответил К. Маркс на просьбу революционеров из России представлять Русскую секцию Первого Интернационала в Генсовете Международного Товарищества Рабочих.
Материал подготовил С.В.Христенко