Точки над isторией социализма
- Подробности
- Создано 13 Ноябрь 2016
Дмитрий Трофимов
Накануне столетнего юбилея первой в мире социалистической революции есть возможность дать бесспорный анализ причин, не позволивших построить в двадцатом веке жизнеспособный социализм. Факты, имеющиеся в распоряжении аналитиков, предельно просты и понятны у них есть даже аналоги в исторических анекдотах. Например, Наполеон спрашивает своих маршалов, почему они проиграли битву? Выходит маршал Мюрат и говорит, что мы проиграли из-за нескольких причин: во-первых, нам не подвезли боеприпасы, во-вторых... Достаточно - сказал Наполеон, - все остальные причины несущественны. И когда история спросит у первых строителей социализма, - почему сооружение рухнуло? - они ответят: во-первых, мы строили без проекта… Дальнейшие объяснения не понадобятся.
Проекта же не было по одной причине – в начале двадцатого века спроектировать и построить жизнеспособный социализм было нельзя. Ни в одной стране мира. Стало это понятно только в середине века, когда возможность такого строительства появилась. Дальнейшие события тоже имеют историческую аналогию. Первый в мире самолет Можайского с паровым двигателем не полетел, а двигателя внутреннего сгорания у него не было. Представьте себе такую картину – мощный двигатель Можайскому предлагают, а он тупо от него отказывается. Этого с Можайским не случилось, это случилось с учеными, проектировавшими социализм. Когда в середине века стало ясно, что без информационных технологий социализм не взлетит, математики предложили проект информатизации, а ученые–экономисты сделали все, чтобы проект угробить. Им помогли сделать это невежественные вожди.
Социализм отличается от капитализма, как самолет от автомобиля. И к середине века у нас был готов надежный планер с мощными двигателями, оставалось оснастить его информационной системой и он, поднявшись в небо, обогнал бы рыночный автомобиль. Но власть и «ученые» приняли другое решение. Они отказались создавать систему управления (авионику), приказали обрубить крылья и использовали самолет вместо автомобиля, пугая собак и кошек. Капитализм же в это время, вооруженный информатизацией ушел далеко вперед.
В начале века никто не знал, что на практике представляет собой реальный социализм. Классики от Маркса до Ленина ничем помочь не могли и строительство социализма шло методом проб и ошибок. А научное знание «ученые» заменили ложью. Они врали до тех пор, пока построенное на лжи здание не обрушилось. И это в то время, когда условия для проектирования и строительства жизнеспособного социализма уже появились.
Сегодня участники тех событий ученые-экономисты оправдываются, утверждая, что малая мощность компьютеров в те времена делала проект Глушкова бессмысленным, что она не позволяла сделать планирование эффективным. Но даже, если это и правда, той мощности вполне хватало, чтобы модернизировать сельскохозяйственное производство и решить продовольственную проблему. А сытый обыватель не отдал бы так просто социалистические завоевания прожорливому капитализму. Социализм вполне можно было достроить и сохранить. Теперь же его нужно начинать строить заново. И тут бесценный опыт наших ошибок и заблуждений может иметь решающее значение. Ели мы перестанем врать.
Для начала нужно смело отказаться от обветшалых штампов, мешающих проектировать и строить реальный социализм. Нужно забыть про так называемую диктатуру пролетариата, поскольку никакая диктатура никакого пролетариата не победит обывателей, уютно устроившихся при капитализме. Когда же от уюта останется только дым, обыватели станут самыми преданными сторонниками социализма. Пример – последние выборы за океаном. Решающее слово сказали жители ржавого пояса, приведшие взбалмошного миллиардера на президентский пост. Когда ржавым станет не только пояс, но и весь костюм, обыватель потребует себе социалистическую одежду.
Нужно решительно отказаться от лозунга - удовлетворение постоянно растущих потребностей. Удовлетворение постоянно растущих потребностей общества потребления уже привело среду обитания человека и всего живого на грань полного уничтожения, поэтому придется руководствоваться другим принципом – удовлетворение только разумных потребностей, а это означает значительное их сокращение. Сегодня даже в полунищей РФ половина жителей имеет избыточный вес, а треть страдает ожирением и сопутствующими болезнями. К тому же рост числа потребностей идет за счет потребления разного вида наркотиков – от банальной марихуаны до пищевых и информационных излишеств. Нужны ли разумному обществу наследственные инвалиды, привыкшие переедать с пеленок. Тут уместна дискуссия – что же такое социализм? Вассерман дал определение. «Социализм с самого начала формировался как концепция приложения разума и науки к управлению обществом». И он же сомневается в статье «Коммунизм и компьютер» в том, что потребности можно обществу диктовать. «Если, конечно, Вам (в отличие от многих социалистов) не кажутся жизненным идеалом казармы». Мне кажется, что разум и наука найдут способ сохранять фигуру и здоровье таких умников, как Вассерман, не прибегая к содержанию их в казарме.
Налаживание здорового быта при будущем социализме намного более сложная задача, чем управление плановым общественным производством. Наш негативный производственный опыт в сочетании с замечательными достижениями планового производства современного капитализма (в масштабе многоотраслевых концернов) позволяют наладить планирование и производство на самом высоком уровне, позволяющем обеспечить население нашей планеты всем необходимым для разумного существования. Останется только приучить это самое население к этому самому разумному существованию. И тут опыт российского социализма неоценим. Ведь мы привыкли к реальному равенству, ведь мы привыкли считать богатых преступниками. Явными или замаскированными. Ведь мы привыкли к достаточно скромному потреблению. Не отвыкли только завидовать западному изобилию. Но при полноценном социализме некому будет завидовать, поскольку никому не будет позволено иметь имущества в неразумных размерах. (почти как в СССР). Потому, что все разумные потребности будут удовлетворены.
Сотни ученых десятилетия доказывали, что социализм противен природе человека-животного, что эгоизм обуздать нельзя. 70 лет практической жизни по социалистическим законам опровергли теории противников социализма, - нам только такая жизнь и казалась нормой, а капитализм уродством. Эксперимент с нашим участием дает человечеству надежду на лучшее будущее и защиту от вымирания.
Живая энциклопедия Вассерман пишет по этому поводу. «Все это не значит, что социалистическая эволюция случится немедленно. Слишком уж многие заинтересованы в нынешнем положении. Но перспектива есть. И куда более захватывающая, чем нынешняя конкуренция в режиме «война каждого против всех» или выжимание дохода из власти.
Когда-то математика и вычислительная техника привели меня к отрицанию социализма. Теперь — диалектически — к отрицанию былого отрицания».
Достижения вычислительной техники делают социалистическую плановую экономику реальной, а наш опыт жизни без кризисов и безработицы, подтверждает пригодность человека разумного к социалистическому общежитию. Это значит, что к реальному социализму все готово. И он возродится, как только обывателям осточертеет капитализм - война всех против всех.