Не мешает ли стратегия Путина решать судьбы Сирии?
– Во-первых, мы полностью свободны. Во-вторых, российская сторона строит свою политику на принципах морали, уважая суверенитет государств, международное право, культуру других народов и не вмешиваясь в вопросы, связанные с определением будущего Сирии и ее народа.
Я имею в виду, что борьба с терроризмом в Сирии не только в интересах Сирии или сирийского народа, в интересах Среднего Востока или самой Европы, чего многие чиновники на Западе не видят, не понимают или не признают, а также в интересах российского народа, потому что они сталкивались с терроризмом на протяжении десятилетий. Таким образом, русские сражаются за нас, за мир и за самих себя.
Официальные лица в Европе должны проявить политическую волю в борьбе с терроризмом. До сих пор никаких признаков этого мы не видели. Проявлять эту политическую волю необходимо аккуратно. Недопустимо, когда высокомерные и упрямые чиновники творят все, что им только придет в голову. Ну и, наконец, самое важное – борьба с терроризмом должна стать ценностью, принципом, которого придерживаются постоянно. Тут не должно быть никакого оппортунизма.
О демократии в Сирии
Чужие не могут принести свободу и демократию, ее приносят только жители страны. Это связано с культурой и другими факторами, которые влияют на общество. Невозможно импортировать демократию или что-либо, связанное с определением будущего страны.
Сирия шла по пути к демократии, но не по западным критериям, так как ее культура отличается от западной. Сирийская демократия должна отражать культуру, обычаи, традиции и реалии страны.
О том, что ожидают в Сирии от избрания нового президента США
– У нас нет каких-то больших ожиданий от избрания Трампа, поскольку он будет окружен кольцом лоббистов, которые будут стремиться влиять на его политику.
Необходимо подождать месяца два, пока он приступит к своей миссии, или, скажем так, к роли президента новой администрации. Но мы всегда говорим, что у нас есть надежда, что США будут уважать международное право, не будут вмешиваться в дела других стран по всему миру и, конечно, перестанут поддерживать террористов в Сирии.
США не должны вмешиваться в дела других государств, так как они занимаются этим на протяжении последних 50 лет. Признаться, мы не особо рассчитываем на изменение этой политики.
Об обещании Трампа сотрудничать в борьбе с ИГИЛ
– Конечно, я бы сказал, что это является перспективным, но будет ли он выполнять обещания? Сможет ли пойти в этом направлении? Многие силы, включая администрацию США и американские СМИ, выступают против него. Именно по этой причине у нас остаются сомнения, сможет ли Трамп выполнить свои обещания. Мы ничего пока не можем сказать о том, что он собирается делать, но если он будет бороться с терроризмом, конечно же, мы будем союзниками точно так же, как союзниками нам являются борющиеся с терроризмом Россия и Иран.
О сотрудничестве с европейскими странами в этом направлении
– В рамках борьбы с терроризмом мы готовы сотрудничать с любым человеком в мире, без условий. Это суть нашей политики не только сегодня, но уже много лет. Даже до войны в Сирии. В 80-х мы попросили помощи у международного альянса по борьбе с терроризмом, после кризиса «братьев-мусульман» в Сирии. Мы просим одно и то же…
О роли ООН и нового генсека Гутерреша в сирийской ситуации
– Первое, он должен быть объективным в каждом заявлении, которое он может сделать в отношении какого-либо конфликта в мире, включая Сирию. Второе, он не должен превращать свой офис в часть или филиал Государственного департамента Соединенных Штатов. Вот, что мы ожидаем в настоящее время… Если Гутерреш объективен, он может играть важную роль во взаимодействии с различными официальными лицами в ООН, с тем чтобы склонить политику различных государств – в основном России и США – в сторону более тесного сотрудничества и большей стабильности по отношению к Сирии. Его роль в качестве генерального секретаря в объединении всех этих государств (Катар, Турция, Россия, США, Иран и Саудовская Аравия. – «СР») является существенной, и мы надеемся, что он добьется успеха – это не так просто, конечно.
Невозможно одновременно обеспечивать гуманитарную помощь и поддерживать террористов, нужно сделать выбор. Это не относится к новому генсеку, имеются в виду страны, поддерживающие план Гутерреша. Он не сможет его реализовать, поскольку множество государств мира помогают террористам в Сирии. Дамаск выступает за то, чтобы была оказана помощь людям, обеспечены их жизненные потребности, а все беженцы вернулись в свою стабильную и безопасную страну.
Мир в Сирии является приоритетом всего ближневосточного региона. Когда будет стабильность в этом регионе, тогда и весь мир будет стабилен, так как Сирия является сердцем Ближнего Востока. САР готова к сотрудничеству для обеспечения стабильности в стране любыми методами, однако следует учитывать интересы страны и волю сирийского народа. Хотя многие считают, что ООН – это только 5 постоянных государств-членов, которые имеют право вето, но эта международная организация не только ее генеральный секретарь и постоянные члены. Это все государства, которые входят в эту организацию. Тем не менее реформы ООН, предложенные генсеком, являются важным шагом.
Вмешательство извне осложняет сирийскую проблему, в частности западное вмешательство против воли Дамаска. В то время, когда Россия, Иран и Хизбалла находятся в стране по просьбе сирийского правительства. Для восстановления мира необходимо сбалансировать позиции всех сторон, для чего генеральному секретарю понадобится приложить все усилия.
О недавних заявлениях турецкого президента по поводу Мосула и Алеппо. Принимаются ли они Асадом?
– Конечно, нет. Вы говорите о больном человеке. Он президент с манией величия. Он живет во времена Османской империи, не в настоящем. Он отключен от реальности… Наше право защищать свою страну от любого вторжения. Но давайте будем реалистами: каждый террорист, который находится в Сирии, попал сюда через Турцию при поддержке Эрдогана. Поэтому борьба с этими террористами – это как борьба с «армией Эрдогана» – не с турецкой армией, а именно с «армией Эрдогана»… Вне зависимости от того, является ли какая-либо из стран членом НАТО или нет, она не имеет права вторгаться на территорию другого государства – в соответствии с нормами международного права и другими моральными ценностями.
Об ответственности сирийского руководства за происходящее в стране
– Я не отказываюсь от ответственности, но вопрос заключается в том, был ли приказ государства или президента на убийство, терроризм или разрушение? Напротив, все решения сирийского руководства были нацелены против терроризма, иностранного вмешательства и насилия. Когда речь идет о государстве или президенте, то это касается принятия решений и проводимой политики. С начала событий сирийское руководство вело диалог о борьбе с терроризмом, защите населения, освобождении находящихся под контролем террористов районах и проведении реформ, поскольку это и является решением, которое нужно выполнить.
***
Эрдоган собрался положить конец «режиму Асада»
Президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Турция начала в Сирии военную операцию, чтобы положить конец режиму Башара Асада. Об этом он заявил на симпозиуме по ближневосточной проблеме в Стамбуле.
Злополучная цитата из его речи уже получила хождение в мировых СМИ.
«По моим оценкам, около одного миллиона человек погибли в Сирии. Люди продолжают умирать, без исключения: дети, женщины и мужчины. Где ООН? Что она делает? Она в Ираке? Нет. Мы проповедовали терпение, но не смогли это больше выносить, нам пришлось войти в Сирию вместе со «Свободной сирийской армией. Мы там для установления справедливости. Мы вошли туда, чтобы прекратить правление тирана Асада, который осуществляет государственный террор. Мы не вошли бы по любой другой причине».
В Дамаске назвали агрессией действия Турции на севере Сирии
Глава МИД Сирии Валид Муаллем обвинил Турцию в прямой агрессии против его страны.
«Сирия категорически против присутствия на своей земле хотя бы одного турецкого солдата», –– сказал в воскресенье на пресс-конференции в Дамаске Муаллем, которого цитируют сирийские СМИ.
«Режим Турции совершил интервенцию на территорию Сирии, – подчеркнул сирийский министр, – и это не что иное, как прямая агрессия».
Освобождение от боевиков
Сирийские войска контролируют уже более 52% территории Алеппо, которую ранее удерживали боевики, сообщили в воскресенье в Минобороны России. «В течение сегодняшнего дня от боевиков освобожден квартал Карималь-Эль-Катараджи, занимающий около трех квадратных километров», – сказали в военном ведомстве. «Всего под контролем сирийского правительства находятся уже 30 кварталов в восточной части Алеппо, что составляет более 52% территории города, ранее удерживаемой боевиками», – отметили в Минобороны РФ.
Российские военные заявили, что правительственные войска Сирии продолжают успешные наступательные действия в восточных районах Алеппо.
СМИ узнали о риске сближения оппозиции в Сирии с радикальными исламистами. Сирийская оппозиция не исключает возможности более тесных связей с террористическими группировками, включая «Аль-Каиду», на фоне поражений на фронтах и опасений, что избранный президент США Дональд Трамп, вступив в должность, может отказать ей в поддержке, пишет газета Washington Post со ссылками на официальнее источники.
«Официальные американские представители, региональные эксперты и сами оппозиционеры говорят, что готовы к более тесному союзу с лучше вооруженной «Аль-Каидой» и другими экстремистскими группировками, более современное оружие которым поставляют суннитские государства Персидского залива, в отличие от проволочек со стороны США, и перейти к более традиционной партизанской тактике, снайперской войне и точечным ударам по сирийским и российским целям», – пишет издание.