БОЛЬШЕВИЗМ КАК ФЕНОМЕН СТАЛИНСКОЙ ЭПОХИ
- Подробности
- Создано 03 Июнь 2024
БОЛЬШЕВИЗМ КАК ФЕНОМЕН СТАЛИНСКОЙ ЭПОХИ
Когда заходит речь о советской системе власти, враги этой системы никак не могут понять, какое место в ней занимала партия, которая со времени своего возникновения (1903 г.) называлась РСДРП (б), потом РКП (б), а с 1925 по 1952 г. именовалась Всесоюзной коммунистической партией (большевиков) – ВКП (б). Никто из антисоветских «теоретиков» в толк не возьмет, как это И. В. Сталин, не занимая никакого официального государственного поста (до 6 мая 1941 г.), возглавлял всю систему власти в стране. Их можно понять: такой системы, как советская власть, в мировой истории до Великой Октябрьской социалистической революции в России нигде в мире никогда не было.
Государственная власть во все времена имела классовую природу – она всегда выражала интересы и волю господствующего класса. На различных этапах истории это были владельцы средств производства – рабовладельцы, феодалы и капиталисты, державшие в государственной узде те классы, которые создавали для них материальные условия жизни. В политической жизни при этом главными фигурантами были правящие сословия, а в условиях капитализма – политические организации господствующего класса капиталистов, прежде всего, партии, создаваемые различными слоями экономически господствующего класса. При этом в системе буржуазной демократии существовали также и партии трудящихся классов, но они самостоятельной роли в этой системе не играли. В лучшем случае, буржуазные партии могли пойти на компромисс с ними в политической борьбе.
И только в октябре 1917 г. возникает государство принципиально нового типа – государство диктатуры пролетариата, которое имело своей социальной опорой союз рабочего класса с крестьянством. Интересы этих двух классов трудового народа и выражала советская власть. Здесь отсутствовал конфликт экономических интересов, а поэтому и не было необходимости в многопартийной системе, поэтому все партии, кроме коммунистической, по мере развития социалистических отношений сошли с политической арены. Что же касается партии коммунистов-большевиков, то она, выражая интересы обоих классов трудящихся, становилась идейно-политическим авангардом всего народа.
Организационную основу партии составляли «первичные ячейки», создаваемые в трудовых коллективах, деятельностью которых (ячеек) руководили районные, сельские, городские, областные партийные комитеты и центральные партийные органы. Наряду с ними существовали и действовали органы государственной власти. Ими были советы трудовых коллективов, возглавляемые администрацией предприятий, а в территориальном плане – сельские и городские, районные и областные советы депутатов, верховные советы республик и, наконец, Верховный Совет СССР, – все они избирались самими трудящимися. Советы различных уровней формировали исполнительные органы власти вплоть до правительства – Совета Народных Комиссаров (Совнаркома) СССР.
ВКП (б) осуществляла идейно-политическое руководство всеми этими структурами государственной власти через своих членов как в производственных коллективах, так и в государственных органах. Подчеркнем, что никакими распорядительными властными полномочиями партийные органы не располагали, – только идейно-политическое влияние на деятельность производственных коллективов и государственных структур через членов партии, работавших в них. Кроме того, в стране существовала молодежная политическая организация – Коммунистический союз молодежи (комсомол), работавшая под руководством ВКП (б).
Один из нынешних толкователей советской истории называет «парадоксальной» такую ситуацию, когда ВКП (б) «имела довольно зыбкие легальные права руководить, но ведь руководила». Потом он уточняет с прежним недоумением: «Какие нормативно-правовые документы регламентировали это руководство?» Каких-то других оснований для того чтобы руководить, он не знает и не понимает. Ведь все ненавистники Сталина очарованы западной демократией, которая объявлена эталоном «народовластия».
Между тем, феномен большевизма (в отличие от его названия) – это порождение никак не ХХ века, – он порожден глубинными истоками российской цивилизации, прежде всего – ее традиционной духовностью. Еще в глубокой древности, в XI веке, митрополит киевский Иларион в своем сочинении «Слово о законе и благодати» говорил, что на Западе властвует Закон, а на Руси царит Благодать, которую он понимал как духовный побудитель к действию. Для автора «Слова» это – религиозная вера.
Конечно же, в сталинские времена народ руководствовался не божественными в собственном смысле, а коммунистическими идеалами и моральными побуждениями, рожденными всем ходом нашей истории и выражавшими народные интересы. Народ верил партии, которая и была носительницей этих идеалов и морально-политических взглядов. Одной из важнейших задач партии было теоретическое обоснование их связи с коренными интересами трудового народа в единстве его классов и социальных слоев. Партия была призвана исключить любую возможность ошибок в этом направлении теоретической работы, – от этого во многом зависела авторитетность партии в народных массах.
Впрочем, нашим нынешним «теоретикам» это неинтересно и неведомо. А ведь сам факт укорененности большевистских идеалов в исторических традициях российской цивилизации позволяет думать: пока жива наша цивилизация, жив будет и дух большевизма. Существование и деятельность партии ВКПБ в нынешней России свидетельствует о том, что большевизм, как и Сталин, по известному выражению, не ушел в прошлое, а растворился в нашем будущем.
Сказанное позволяет понять, почему и как Сталин руководил деятельностью органов государственной власти, а со временем стал признанным вождем всего советского народа, не обладая при этом никакими закрепленными законом властными полномочиями, тем более – «диктаторскими», как утверждают многие из его «критиков». Основой этой его исторической миссии был высочайший авторитет его как главного теоретика, идеолога и организатора всех трудовых и боевых побед советского народа.
В результате авторитет вождя поднялся на небывалую высоту, возник феномен всенародной любви к нему – культ его личности. Сталин был предельно возвеличен самим народом, что, разумеется, нашло отражение и в пропаганде того времени. Но главными были не пропагандистские славословия, а голос народа. Как говорили еще в древности, «глас народа – глас божий». И этот голос раздавался, в частности, в советской поэзии – в авторских и народных песнях, в том числе – в популярных тогда частушках. Вера в вождя, порождаемая культом его личности, вдохновляла людей на великие трудовые деяния и боевые подвиги. А то, что все это порождало такой феномен, как «диктаторство» Сталина, – не более чем злобное антисталинское измышление хрущевской пропагандистской машины, безуспешно пытавшейся внедрить в сознание народа «культик» самого Хрущева. Полный провал этих попыток весомо опровергает мнение о том, что сталинский культ был создан якобы пропагандистскими средствами.
Заметим в связи с этим, что политическая диктатура всегда преследует цели, вытекающие из личных интересов диктатора, или интересов возглавляемой им той или иной узкой социальной группы. Между тем, решения, принимавшиеся Сталиным, всегда выражали интересы всего трудового народа, а поэтому никогда не были единоличными. Вождь руководствовался при этом директивами и постановлениями партийных съездов, пленумов ЦК, на которых рассматривались важнейшие экономические, политические, образовательные и иные проблемы. При этом существовало Политбюро ЦК – постоянно действующий партийный орган, рассматривавший вопросы текущей партийной политики. В него входили самые авторитетные члены ЦК ВКП (б).
Все эти решения были обязательными только для нижестоящих партийных органов и всех членов партии. Общеобязательными они становились лишь в том случае, если на их основе принимались постановления соответствующих органов государственной власти – законодательной и исполнительной. Народная власть для своего функционирования нуждалась не в каких-то партийных «инструкциях», а в идейно-теоретическом и идейно-политическом руководстве со стороны партии и партийных органов различных уровней.
Понятно, что член партии, становясь также членом какого-либо государственного органа, проводил в нем и сугубо партийную линию, а группа коммунистов, как правило, образовывала там партийную организацию, но ее решения не являлись обязательными ни для администрации производственного предприятия, ни для органа государственной власти. Задача коммунистов-большевиков состояла в том, чтобы разъяснять (не командовать, а именно разъяснять) членам коллектива, в котором они работают, и его руководителям пути решения тех или иных проблем в русле долговременных стратегических интересов трудового народа и народного государства, зафиксированных в программе партии, в решениях съездов ВКП (б) и пленумов ее Центрального Комитета.
Именно в идейно-политической и организационно-массовой работе проявлялось партийное влияние на широкие массы трудящихся и все их общественные и государственные объединения. Именно в этом состояла руководящая и направляющая роль большевистской партии в жизни советского общества.
Что же касается собственно властных государственно-политических полномочий, то ими ни ВКП (б), ни Сталин действительно не обладали. Подчеркнем при этом, что вся «пирамида власти» в СССР опиралась на самую прочную социальную основу, ибо трудовой народ в абсолютном своем большинстве поддерживал сталинское руководство страны в его политической деятельности. При этом Сталин был общепризнанным, бесспорно авторитетным, более того – любимым идейным и политическим вождем, духовным отцом советского народа.
И только когда над страной нависла угроза гитлеровского нападения, Президиум Верховного Совета СССР 6 мая 1941 года издал указ о назначении Сталина Председателем Совета Народных Комиссаров. Оперативность принимаемых государственных решений предполагала, что этот пост занимает самое авторитетное в народе лицо – Генеральный секретарь ЦК ВКП(б), ставший идейным и политическим лидером СССР. Соответственно, повышалась и роль партии, ее членов и всех ее структур в организационно-массовой работе среди трудящихся – на предприятиях, в государственных органах и воинских формированиях.
С началом войны резко возросла авангардная роль коммунистов как в воинских частях, так и в тыловых организациях, работавших под лозунгом «Все для фронта! Все для победы!» Главной задачей партии стала мобилизации всех сил народа на разгром фашистских захватчиков, превращение страны в единый боевой лагерь. Понимая это, бойцы и командиры, а также и тыловые работники массово вступали в ряды ВКП(б) и ВЛКСМ. К концу 1941 года на фронте сражалось свыше 1,2 млн. членов ВКП (б) – около половины всего состава партии.
За первые полтора года войны парторганизациями армии и флота было принято более 500 тыс. человек в члены партии, свыше 1,3 млн. человек пополнили ряды кандидатов в члены партии. Многие тысячи рядовых воинов писали в своих заявлениях о приеме в партию: «Хочу идти в бой коммунистом». А ведь гитлеровское командование в своих приказах и инструкциях постоянно подчеркивало, что коммунисты являются «носителями идеологии, прямо противоположной национал-социализму», поэтому они должны безжалостно истребляться.
Всего на фронтах Великой Отечественной войны погибло более 4 млн. коммунистов, т. е. более половины всех погибших на фронте. Подвиг многих сотен тысяч из них в этой священной войне бессмертен, как и подвиг всего народа.
Организации ВКП (б) внесли большой вклад в деятельность тыла. Они возглавляли работу по перемещению на восток страны и скорейшему вводу в строй тысяч эвакуированных предприятий. Коммунисты были передовиками социалистического соревнования, они выступали с починами по перевыполнению трудовых норм. К концу 1945 года общая численность коммунистов в тылу составляла 3,7 млн. чел.
В послевоенные годы ВКП (б), действуя преимущественно методами, выработанными в 30-е годы, внесла неоценимый вклад в восстановление разрушенного войной народного хозяйства. Наряду с этим в стране шло интенсивное развитие технической базы всех отраслей хозяйственной деятельности, в том числе – оборонной промышленности. В результате была создана советская ракетно-ядерная система, составившая основу военного могущества СССР.
5 марта 1953 года скончался И. В. Сталин. Незадолго до этого, в октябре 1952 г. ВКП (б) сменила свое название и стала называться КПСС. Это почти полное совпадение дат оказалось поистине роковым для сталинского большевизма. Вскоре руководство партией оказалось в руках зарвавшегося авантюриста Хрущева. Через два с половиной года, на ХХ съезде КПСС он обрушил на партию удар в виде лживого доклада о Сталине. С той поры КПСС постепенно деградировала на протяжении трех десятилетий и окончательно сошла с исторической арены почти одновременно с разрушением СССР.
Восстановление большевизма как партийной идеологии произошло только после запрета КПСС ельцинской властью. 8 ноября 1991 года в Ленинграде состоялся I съезд вновь созданной партии – Всесоюзной Коммунистической партии Большевиков (ВКПБ), которую возглавила Н. А. Андреева. Партия была воссоздана на основе ленинско-сталинских принципов большевизма. «Принципы не подарены нам, а выстраданы нами на крутых поворотах истории отечества», – заявила Нина Александровна и делом подтвердила свою позицию.
После ее кончины 24 июля 2020 г. партию возглавил Н. А. Дегтяренко. Под его руководством ВКПБ, ее территориальные организации и ЦК активно и последовательно отстаивают принципы большевизма, опираясь на широкие слои рабочего класса и всего трудового народа.
В. А. Туев,
доктор философских наук, профессор.
Ленинград