«Ручное управление» - следствие глубокого системного кризиса
- Подробности
- Создано 05 Февраль 2015
«Последняя электричка» с высоким рейтингом едва не «сбежала» от Владимира Путина, который вовремя вскочил в последнюю дверь последнего вагона.
Шутки шутками, но метафора точна, поскольку среднестатистический российский гражданин в принципе может многое вытерпеть, на что нам на фоне санкций красноречиво указывают социологи в спектре от ВЦИОМа до «Левады».
Рост цен на важные продукты народ принимает отнюдь не безмолвно, ропщет, Правительство в авральном порядке принимает меры, компетентные органы берут под козырек - вроде «проносит».
Но вот отмена электричек - полная отмена - это уже ни в какие ворота. Это прямое приглашение к бунту. Без преувеличений, поскольку радикальные ответные идеи снизу - например, о перекрытии магистралей - уже имеются. Нам оно так надо на пороге возможной войны?
И пришлось гаранту опять включать ручное управление. Даже не то чтоб и управление. Просто поинтересовался у «коллег», не сошли ли они с ума, и, очевидно, не без намека порекомендовал не выходить на работу, будучи не совсем здоровыми. Подействовало. Даже на руководителя ОАО «РЖД» Якунина, к которому Владимир Владимирович, что не секрет, хорошо относится, но дружба дружбой, а Путин - не Янукович.
Электрички вроде как вернут, но осадочек все равно останется. Поскольку проблема - с задолженностями регионов перед железнодорожниками - она никуда не денется, кричи не кричи. И даже если залить деньгами едва ли не стоящие на паперти региональные администрации - надолго ли хватит?
В беседе с обозревателем KM.RU известный политолог, председатель Движения развития Юрий Крупнов призвал излишне не восторгаться столь «простым решением» проблемы с электричками:
- Отмена электричек - прямое следствие настоящей катастрофы с региональными бюджетами. Общая цифра задолженностей там уже приближается к трем триллионам и, соответственно, в тех регионах, где дефицит превосходит все нормы, а брать коммерческие кредиты под бешеные проценты невозможно, пригородный транспорт оказывается просто непосильной ношей. Вот и вся разгадка исчезновения электричек.
Говорить нужно в первую очередь о том, что мы сегодня имеем серьезный кризис в области региональных бюджетов, который имеет все шансы перерасти в кризис общей бюджетной политики страны.
Проблема лежит вовсе не в той плоскости, что наш глава государства вынужден решать подобные вопросы в «ручном режиме». Это лишь печальное следствие глубокого системного кризиса, который, в свою очередь, не может быть решен «ручными мерами» при помощи простых кадровых перестановок или каких-то отдельных указаний. Необходима кардинальная смена самой нынешней базовой модели экономики.
Сегодня при существующей цене на нефть, отношениях доллара к рублю, колоссальных региональных и корпоративных долгах, то функционирование экономики, которое мы имели в «тучные» годы, уже попросту невозможно. Мы сейчас живем как тот обанкротившийся «мажор», у которого не осталось денег, но он привык ужинать в дорогих ресторанах, летать первым классом на дорогие курорты и одеваться в дорогих бутиках.
Надо уже понять наконец, что с такой работой правительства, какую мы имеем сегодня, мы просто не заработали ни на нормальное пригородное сообщение, ни на многое другое. У нас, к примеру, уже давным давно отменены «убыточные» региональные авиаперевозки, порядка десяти миллионов человек за Уралом вообще не имеют возможности сколь-нибудь сносно реализовать свое конституционное право на свободу передвижения.
Нужно осознать, наконец, что мы существуем в неоколониальной системе, в условиях полного отсутствия суверенной финансово-валютной системы, при полной утрате технологического суверенитета. Надо, наконец, браться за ум, поскольку одного президента на все проблемы огромной России просто не хватит.