Пять особенностей новейшего истребителя Т-50
- Подробности
- Создано 14 Февраль 2015
Стоп-кадр с видео в YouTube
Этот самолёт выглядит не менее фантастично, чем космические звездолёты из «Звёздных войн». Обладая высочайшей маневренностью и незаметностью для радаров (хотя от его собственных «глаз» не скроется ничего), он может с одинаковым успехом выполнять боевые задачи на различных дистанциях, поражая воздушные и наземные цели.
«Невидимка»
Все технологические «фишки» ПАК ФА непосвящённому человеку не видны. Обшивка самолёта на 70% состоит из композитных материалов, что позволяет снизить заметность. Важнейший радиолокационный параметр – эффективная площадь рассеяния – составляет 0,5 м2, то есть вражеский радар увидит объект размером не более детского надувного шарика.
Благодаря геометрии планера и крыльев, самолёт может использовать большие углы атаки, что, собственно, и делает Т-50 сверхманевренным.
Стоп-кадр с видео в YouTube
Поворотные сопла
В двигателях ПАК ФА (изделие 117) применён управляемый вектор тяги. Сопла двигателей могут разворачиваться подобно лодочному мотору, благодаря чему самолёт имеет минимальный угол разворота.
Двигатели могут в нужный момент менять круглые сопла на плоские. Через плоские сопла радарам и инфракрасным датчикам ПВО противника сложнее увидеть температурный след от самолёта, хотя за это приходится жертвовать некоторой потерей тяги.
Изделие 117 способно разогнать Т-50 до сверхзвуковой скорости, не используя форсаж, и управляется цифровым устройством. Но и это не предел: в 2020 году эти моторы сменят настоящие «звери», тяга у которых будет на 25-30% больше.
Стоп-кадр с видео в YouTube
Обшивка с «глазами»
Самолёт оснащён шестью радарами, антенны которых расположены на обшивке таким образом, чтобы обеспечить круговой обзор. Т-50 оснащён также и оптико-электронной системой обнаружения целей, а инфракрасный датчик увидит всё, что может появиться позади самолёта.
Благодаря станции радиоэлектронной борьбы «Гималаи», датчики которой также распределены по поверхности самолёта, ПАК ФА становится невидим для радаров противника. Кроме того, устройство позволяет обнаружить вражеские самолёты-невидимки.
Самолёт с интеллектом
На борту ПАК ФА установлены многопроцессорные компьютеры, объединённые оптоволоконными кабелями, что делает Т-50 довольно умным самолётом. В систему, осуществляющую радиоэлектронную разведку, стекаются данные со всех радаров, датчиков и радиостанций. Потом из этих данных формируется реальная картина боя.
Самолёт может выполнять боевую задачу как самостоятельно, так и в составе группы боевых машин. ПАК ФА может обмениваться информацией с другими самолётами и системами ПВО, находящимися на земле. Система управления вооружением, находящаяся на борту, может следить за 60-ю целями, одновременно стреляя по 16-ти из них.
Навигационная система Т-50 может работать по нескольким вариантам:
- ГЛОНАСС;
- GPS;
- Оба стандарта;
- Вообще не используя спутники.
В последнем случае система использует инерциальную навигацию.
Пилотирование самолёта облегчает новейшая система управления, которая берёт на себя много функций, поэтому пилот может, не отвлекаясь, сосредоточить внимание на главном. Лётчик ориентируется по изображениям на 3-х мониторах. Кроме того, ему помогают индикаторы на лобовом стекле и в шлеме, а также голосовые сообщения системы.
Стоп-кадр с видео в YouTube
Истребитель с длинными «руками»
Т-50 несёт на борту ракеты различной дальности. Самая дальнобойная из них – «мировая рекордсменка» с результатом в 304 километра.
У ракеты средней дальности имеются металлические стержни с небольшими кумулятивными элементами. Стержни закреплены между собой и, при попадании в цель, разрезают её.
Ракета малой дальности может применяться в противоракетной обороне. Т-50 защищают и «Гималаи», сбивая с толку самонаводящиеся головки ракет противника.
ПАК ФА был разработан не просто как истребитель, а как многоцелевая боевая единица, поэтому имеет вооружение и для поражения наземных целей.