Авиабазы «Эль-Удейд» (Катар), «Дахран», «Таиф», «Джидда» (Саудовская Аравия), «Али-ас-Салем» (Кувейт), «Эль-Дафра» (Объединенные Арабские Эмираты), «Шейх-Иса» (Бахрейн) – вот далеко не полный их список, которые получают новую западную авиатехнику в первую очередь. Большое значение имеют и пакистанские авиабазы в Пешаваре и Мирамшахе, а также авиационно-производственный комплекс Камра около Исламабада.
В настоящее время происходит ускоренная модернизация авиапарка стран Совета Сотрудничества Арабских Государств Персидского Залива (ССАГПЗ) в связи с тем, что упомянутые государства находятся на переднем крае агрессивно-наступательной стратегии НАТО; наличие американских авиабаз имеет исключительное географическое и временное преимущество при атаке российских целей в Южном, Крымском и Северо-Кавказском федеральном округах. Под прицел попали и индустриальные центры Сирии, а также предприятия нефтеперерабатывающей и атомной промышленности Ирана. Многие аэродромы стран ССАГПЗ были модернизированы ещё в 1990-х годах и ныне способны принимать тяжёлые транспортные самолёты и стратегические бомбардировщики Североатлантического альянса.
В настоящее время против Сирии и Ирана, а также против России, по существу, создан новый военный блок, который стал аналогом ближневосточного НАТО; в состав коалиции вошли Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты, Кувейт, Катар, Иордания и Бахрейн. Вассалами по этой коалиции стали Пакистан, Марокко, Египет и Судан.
В этих сложных условиях ответным ходом России должно стать дальнейшее усиление своего авиационного кулака на южных рубежах, задачей которого станет уничтожение объектов НАТО и вооружённых сил стран ССАГПЗ в случае их агрессии не только против неё самой, но и также против действий в отношении Дамаска и Тегерана; российская авиагруппировка станет своеобразным противовесом американским авиабазам, которые появились ещё в начале 1990-х годов и были усилены в 2001-2002 годах.
Совершенно очевидно, что боевая авиация стран Персидского залива, Северной Африки и Пакистана без всесторонней помощи Запада в случае военного конфликта с Россией попросту прекратит своё существование. И в настоящее время реакционным режимам – сателлитам НАТО живётся неспокойно, желая жить под прикрытием США…
Хуситы сопротивляются – саудиты наращивают удары
По ходу агрессии арабских монархий против Йемена необходимо рассмотреть все сильные и слабые стороны ВВС и ПВО хуситов, которые сопротивляются, как могут. Однако, учитывая качественное, и особенно количественное превосходство стран-агрессоров, нужно отметить, что саудиты и их марионетки, скорее всего, подавят сопротивление йеменцев.
Вооружённые силы Йемена были достаточно хорошо оснащены военной техникой, большая часть которой теперь находится в руках у хуситов (практически всё, что не было уничтожено во время гражданской войны). Но если сухопутные силы Йемена ещё могут дать хоть какой-то отпор прозападной коалиции (это тема отдельного разговора), то ВВС и ПВО хуситов крайне слабы. Так, авиация Йемена насчитывает, по приблизительным данным, 16-18 истребителей МиГ-21 советского производства, 10 многоцелевых машин F-5Е «Тайгер» американского производства, 31 истребитель-бомбардировщик Су-22 (все эти самолёты уже давно устарели и лишь некоторые из них смогут подняться в воздух). Только 16 вполне современных истребителей МиГ-29 представляют боевую ценность. Из боевых вертолётов имеется восемь Ми-24В, и 25 транспортных машин различных типов.
Что касается сил ПВО хуситов, то основные зенитно-ракетные комплексы — это С-75 и С-125, которые, скорее всего, были уничтожены в первые дни бомбардировок. Из подвижных зенитно-ракетных систем имеется некоторое количество старых советских ЗРК «Квадрат» и «Стрела-1», которые тоже не смогут долго существовать. Из относительно новой техники стоит отметить только ЗРК ближнего радиуса действия «Стрела-10», но этот комплекс может эффективно бороться только с вертолётами и низколетящими самолётами. Все остальные силы ПВО хуситов представлены ПЗРК советского производства «Стрела-2/Стрела-3» и зенитной артиллерией.
Зато страны ССАГПЗ, а также Пакистан, Египет, Марокко и Судан задействовали в ходе операции, минимум, 185 различных боевых машин. Только Саудовская Аравия направила против Йемена более 100 самолётов разного типа — это американские истребители F-15 различных модификаций, и европейские «Тайфуны». От остальных стран-агрессоров количество боевых машин намного скромнее, да и авиапарк разнообразнее — тут оказались не только МиГ-29С и Су-24М ВВС Судана, но «Мираж» 2000, F-16 и F-18 армейской авиации арабских монархий и стран Северной Африки.
Авиация и геополитика: обстановка накаляется
В погоне за перевооружением своей авиации руководство стран ССАГПЗ и Северной Африки постоянно расшаркивается перед Западом, угождая их малейшим пожеланиям. И в то же время именно арабские монархии и Пакистан с Египтом лезут поперёк батьки в пекло, ухудшая и без того натянутые отношения не только с Сирией и Ираном, но и с Россией. Уже по планам Запада идёт дальнейшее наращивание сил НАТО в странах Персидского залива: ещё осенью 2013 года американское командование отдало приказ о переброске на Ближний Восток истребителей F-22 «Раптор»; в свою очередь, арабские монархии предлагали взять на себя расходы по силовому вмешательству Запада в Сирию. Об этом заявлял ещё осенью 2013 года госсекретарь США Джон Керри.
Несмотря на дискредитацию в глазах мирового сообщества в связи с событиями в Ливии и Сирии, а теперь и агрессией против Йемена, шейхи и эмиры будут в дальнейшем получать современную западную авиатехнику столько, сколько нужно. При этом Саудовская Аравия играет роль главного блюстителя интересов Запада на Ближнем Востоке и, несмотря на трудности, укрепила свою боевую авиацию в несколько этапов: так, в апреле 2013 года министерство обороны этой страны объявило о завершении программы модернизации истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» TSP (Tornado Sustainment Program) с целью продления их эксплуатации до 2020 года.
Программа модернизации включала в себя комплекс мер, необходимых для применения широкого спектра высокоточных боеприпасов: ракет Brimstone, Storm Shadow, авиабомб серии Paveway/Enhanced Paveway и другого вооружения. Таким образом, саудовские «Торнадо» TSP аналогичны английским «Торнадо» GR4.
Кроме того, ещё в апреле 2012 года был подписан контракт на модернизацию имеющихся истребителей F-15S «Strike Eagle» до версии F-15SA на общую сумму 410,6 млн. долларов. В результате этой сделки саудовское королевство стало вторым по численности эксплуатантом F-15 после США.
Боевая авиация Саудовской Аравии гарантирует со средней степенью надёжности защиту ключевых нефтедобывающих, промышленных оборонных и религиозных центров. При этом ударные возможности саудовского авиакулака в ближневосточном регионе на данный момент уступают только израильской авиации. С учётом ближайших предстоящих поставок современной авиатехники из США и Западной Европы этот разрыв если не сравняется, то сократится до минимума. Израильтянам останется только надеяться на более высокую качественную подготовку своих пилотов.
В настоящее время Саудовская Аравия претендует на роль региональной сверхдержавы и лидера исламского мира. Официальный Эр-Рияд проводит агрессивную политику ослабления и последующего устранения антиамериканских режимов в Сирии и Иране. Кроме того, Саудовская Аравия продолжает финансировать террористические организации ваххабитского толка в России, в первую очередь, на Северном Кавказе.
Ещё один существенный момент: Саудовская Аравия открыто заявила о своих притязаниях на обладание ядерным оружием; причём пакистанская сторона обещала оказать саудитам всемерную помощь. И здесь высока вероятность, что Военно-воздушные силы Саудовской Аравии (либо другой страны ССАГПЗ) смогут получить авиабомбы/ракеты класса «воздух-земля» с атомной начинкой. Это уже будет новым этапом в развитии боевой авиации реакционных монархий. В этом случае Иран уже имеет полное право обзавестись своим ядерным оружием, не забывая принцип: «Слабость – это повод к насилию».
Что касается России, то, учитывая агрессивное поведение монархий Персидского Залива, а также примкнувших к ним Египта, Пакистана и Судана, наша страна должна немедленно свернуть все виды военно-технического сотрудничества с упомянутыми государствами, в частности, аннулировать контракт на поставку в Египет зенитно-ракетных систем С-300В4, а также боевых вертолётов в Судан. Кроме того, необходимо учитывать и двуличную политику Пакистана, который имеет на вооружении не так много современных летательных аппаратов, но внимание к Исламабаду нужно усилить (вспомним поддержку Пакистаном афганских моджахедов в 1979-1989 гг., и участие пакистанских истребителей в провокациях против ВВС Советского Союза в Афганистане). Конечно, Военно-воздушные силы стран ССАГПЗ и Северной Африки не угроза для России, но йеменские события ясно показали – у нашей страны появился, по существу, новый враждебный блок.
Константин Фёдоров
ДОПОЛНЕНИЕ:
В политическом направлении данная статья не является экономическим анализом, замыкается на круг вопросов военного обозрения, анализируя соотношение сил ВВС и ПВО в зоне Йеменского конфликта. Что касается соотношения экономических раздоров в зоне Йеменского конфликта, то здесь необходимо отталкиваться от неудач Палестинской революции на Ближнем Востоке. Эти неудачи связаны с переделом нефтяного рынка в этом регионе, который контролируют США и Израиль за счет своего феодального ставленника Саудовской Аравии. США удалось свести на нет Палестинскую революцию и Египет, стоящий за ней. В результате знамя национально-освободительной борьбы подхватила Исламская революция в Иране, что сопровождается прямым конфликтом Ирана с США, Израилем и Саудовской Аравией.
Поэтому Йеменский конфликт только ещё обнажил новое соотношение сил в национально-освободительной борьбе на Ближнем Востоке, но не ответил на вопрос о будущем победителе. Поскольку победитель может определиться только по решению вопроса нефтяного рынка, что для России имеет большое значение.
Разумеется, в решении вопроса нефтяного рынка для нас большое значение имеет то обстоятельство, в зависимости от которого нефть Ближнего востока будет поставлена на службу производительных сил народов, населяющих этот регион. И в этом смысле нашим союзником является Иран.
Владимир Рябов