Илья Ремесло, юрист, для МИА "Россия сегодня"
На минувшей неделе президент Владимир Путин подписал федеральный закон "О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в РФ", который вступает в силу с 01 января 2016 года.
Главной целью нового закона является защита интересов российского государства и его собственности за рубежом. О необходимости принятия такого закона мы говорили несколько месяцев назад, когда разбиралась правомерность действий иностранных государств, арестовавших российское имущество за рубежом по искам акционеров ЮКОСа.Иммунитет государства — гарантия суверенитета
Для начала напомню, что представляет собой иммунитет государства с точки зрения международного права. В международных нормах закреплено, что любое государство является носителем суверенитета, то есть вправе самостоятельно решать, как ему поступать, а его имущество пользуется неприкосновенностью. При этом все государства равны как субъекты международного права, что закреплено в Уставе ООН и Декларации о принципах международного права. Ни одно государство не может нарушать иммунитет другого.
Этот принцип международного права сформулирован так: "Par in parem non nabet imperium" ("Равный не имеет власти над равным").
При этом государство может лишиться иммунитета по решению компетентных международных органов (Совбеза ООН), либо добровольно отказаться от части иммунитета, признав подсудность иностранного суда над собой в определенном судебном споре. Проявлением отказа государства от иммунитета являются, в частности, признание решений ЕСПЧ, а также иных международных судов. Без отказа от иммунитета суд над государством является неправомерным, а решение суда не может быть исполнено.
Российское законодательство исходило из принципа абсолютного иммунитета, то есть иностранное государство пользуется полной защитой от предъявления к нему исков и обращения взыскания на его имущество российским судом. Это прямо закреплено в пункте 1 ст. 401 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Однако, получив надежные гарантии защиты своей собственности в России, иностранные государства не поспешили отвечать взаимностью. Как показала история с удовлетворением иска акционеров ЮКОСа на $50 миллиардов и последующим арестом российских активов за рубежом, хваленое западное правосудие имеет свои исключения. Были арестованы не только государственные активы России, но и имущество ТАСС и МИА "Россия Сегодня", которые являются самостоятельными юридическими лицами, не имеющими отношения к спору с акционерами ЮКОСа.
Для пресечения подобных действий и был разработан новый закон, посредством которого Россия отказалась от абсолютного иммунитета иностранных государств и предусмотрела ответные меры при обращении взыскания на российскую собственность за рубежом. Какие это могут быть меры и в каких случаях они могут быть применены?Принцип взаимности
Статьей 4 закона прямо предусматривается принятие симметричных ответных мер в отношении того государства, которое ограничивает иммунитет России и принадлежащего ей имущества.
Таким образом, гарантии, установленные данным законом иностранному государству, ставятся в прямую зависимость от того, как само государство гарантирует на своей территории интересы России.
Общий же порядок, действующий для всех дружественных государств, затрагивает разнообразные обстоятельства и содержит ряд интересных новаций, самые интересные из которых мы разберем ниже.
Участие в спорах
Иностранное государство, прямо согласившееся участвовать в судебном споре, признается не пользующимся иммунитетом. Но это не затрагивает иммунитета государства от исполнения решения — если государство приняло решение участвовать в суде, это еще не значит, что оно дает согласие на принудительное исполнение его решения.
При этом иностранное государство признается отказавшимся от иммунитета в следующих случаях:
1) если оно предъявило иск в российский суд, вступило в судебный процесс в качестве стороны или совершило иное действие по существу дела;
2) заключило соглашение о разрешении споров в суде со своим участием.
При этом отказ иностранного государства от иммунитета по конкретному делу не может быть отозван им.
Иски по предпринимательской деятельности и трудовым спорам
Статьей 7 предусмотрено, что иммунитет иностранного государства не распространяется на споры, связанные с участием государства в гражданско-правовых сделках, при этом есть одно исключение — если данные сделки не связаны с осуществлением властных полномочий. То есть иностранное государство не сможет уклоняться от исполнения обязательств перед российскими лицами, прикрываясь иммунитетом.
Законодатель предусмотрел единственное исключение из этого правила — чтобы не нарушать суверенитет государства в том случае, когда оно выступает не как субъект хозяйственной деятельности, а как носитель властных полномочий. Какой характер имеет спорная сделка — должен выяснять суд в каждом конкретном случае.
В трудовых спорах иностранное государство также выведено из-под защиты иммунитета. Исключение сделано только для работников, в чьи обязанности входит выполнение суверенных властных полномочий государства, а также для консульских и дипломатических сотрудников, иностранных граждан, не проживающих в России.
Возмещение вреда
Статья 11 Закона позволяет российским гражданам и организациям взыскивать в российском суде с иностранного государства ущерб, причиненный его действиями жизни, здоровью, имуществу, чести и достоинству, деловой репутации. На такие требования иммунитет иностранного государства не распространяется.
Главные условия — чтобы причинитель вреда в момент своих действий находился в России, и чтобы события, в результате которых был причинен вред, также происходили на территории России либо каким-то образом были связаны с нашей страной.
Подводя итог, следует признать: Россия принятием данного закона сделала большой шаг вперед в защите своих национальных интересов и имущества за рубежом.
Был принят соразмерный ответ на недружественные действия ряда стран, арестовавших по политическим соображениям российские активы за рубежом. При этом не были нарушены никакие международно-правовые обязательства нашей страны. Мы лишь поставили в известность наших партнеров о том, что Россия будет соблюдать их суверенные интересы ровно так же, как они будут соблюдать интересы России.