Царизм и магнаты капитала, управлявшие Россией, лихорадочно искали выход из кризиса.
Назревал кризис верхов.
Для предотвращения революции лидер буржуазных верхов П.Н. Милюков сколачивает прогрессивный блок в Государственной думе в расчёте на то, что если бы царизм принял условия блока, нарастание революции можно было бы остановить.
Недовольство масс, которое легко может перейти в революцию, надо подменить недовольством Думы, – думали кадеты.
Соглашатели – меньшевики и эсеры – шли вслед за буржуазией и пугали её призраком революции. Лидер меньшевиков в Госдуме Чхеидзе угрожал буржуазии, что массы пойдут через её голову, если она не возьмёт власть в свои руки: «Или Государственная дума сознаёт эту основную задачу, или народ перешагнёт через думу».
Меньшевики и эсеры пытались направить левеющие массы в русло соглашательской политики поддержки буржуазии.
Царизм, не имея сил успешно продолжать войну, начал подумывать о сепаратной сделке с Германией.
«Перед нами, – писал Ленин осенью 1915 г., – ясная позиция монархии и крепостников-помещиков: «не отдать» России либеральной буржуазии; скорее сделка с монархией немецкой. Так же ясна позиция либеральной буржуазии: воспользоваться поражением и растущей революцией, чтобы добиться у испуганной монархии уступок и дележа власти с буржуазией» (ПСС, т. 27, стр. 28).
Большевики были единственной партией, звавшей народ к революции.
В.И. Ленин осенью 1915 г. выступил с рядом статей о грядущей революции, в которых раскрыл классовые корни меньшевистских позиций и определил задачи партии в грядущей революции.
В.И. Ленин в статье «Поражение России и революционный кризис» (сентябрь 1915) писал: «…Перед лицом революционного кризиса в России… задачи пролетариата будут состоять по-прежнему в борьбе с оппортунизмом и шовинизмом, без которой невозможно развитие революционного сознания масс, и в помощи их движению посредством недвусмысленных лозунгов революции. Не учредительное собрание, а низвержение монархии, республика, конфискация помещичьей земли и 8-часовой рабочий день, – таковы будут по-прежнему лозунги… пролетариата, лозунги нашей партии» (ПСС, т.27, стр.29).
В.И. Ленин в своих статьях подчёркивал, что Советы рабочих депутатов должны рассматриваться как органы восстания, как органы революционной власти и создаваться только по мере подготовки и развития революции (ПСС, т. 27, стр.49).
Ленин поставил перед партией в качестве очередных и насущных задач упрочение и расширение работы в пролетарских и солдатских массах на основе большевистских лозунгов.
Быстро революционизировалась царская армия, которая из опоры царизма превращалась в опору революции. Среди солдатской массы нарастали усталость от войны и желание скорого мира. По авторитетному мнению главнокомандующего Юго-Западным фронтом А.А. Брусилова, «к февралю 1917 г. вся армия – на одном фронте больше, на другом меньше – была подготовлена к революции».
Мировая война ускорила наступление революции в России. Наряду с этим война усилила зависимость царизма и русской буржуазии от иностранного империализма, поставила Россию под угрозу потери самостоятельности.
«Война, – писал В.И. Ленин, – создала такой необъятный кризис, так напрягла материальные и моральные силы народа, нанесла такие удары всей современной общественной организации, что человечество оказалось перед выбором: или погибнуть или вручить свою судьбу самому революционному классу для быстрейшего и радикальнейшего перехода к более высокому способу производства» (ПСС, т.37, стр.197-198).
Царские власти понимали, что союзники постепенно отворачиваются от царизма и делают ставку на новую карту.
В.И. Ленин считал несомненным переговоры царской России и Германии о сепаратном мире (ПСС, т. 30, стр.242).
Подготовка сепаратного мира с Германией встревожила антантовских и русских империалистов.
Буржуазные круги, подталкиваемые иностранными послами, решили вступить на путь дворцового переворота.
«Англо-французский империалистский капитал, в интересах продолжения и усиления этой бойни, ковал дворцовые интриги, устраивал заговор с гвардейскими офицерами, подстрекал и обнадеживал Гучковых и Милюковых, подстраивал совсем готовое новое правительство, которое и захватило власть после первых же ударов пролетарской борьбы, нанесённых царизму», – писал В.И. Ленин (ПСС, т.31, стр.17).
При этом буржуазные заговорщики боялись вовлечения в события народных масс и особенно армии. Но народная революция опередила заговоры господствующих классов и вопреки их желанию вовлекла в политическую борьбу рабочие и солдатские массы.
Царизм стал предметом ненависти широчайших кругов населения.
1917 год ознаменовался массовой стачкой 9 января. Стачечное движение с особой силой нарастало в феврале.
23 февраля 1917 г. (8 марта по н. ст.) был международный день работниц. Женщины-работницы особенно остро переживали все трудности военного времени. Недовольство женщин-работниц нарастало с такой быстротой, что к тому времени они стали весьма серьёзной силой в борьбе с самодержавием.
Утром 23 февраля рабочие Путиловского завода забастовали и двинулись в центр. Путиловцы шли мимо продовольственных магазинов и булочных, перед которыми вытянулись бесконечные очереди. Стояли жены и дети путиловских рабочих.
Число забастовавших заводов росло с каждым часом. К вечеру 23 февраля бастовало более 120 тыс. рабочих 50 предприятий.
Новое в стачечной борьбе состояло в том, что рабочие забастовавших заводов не расходились по домам. Рабочие выходили на улицы и организовывали демонстрации.
Город заполнился толпами демонстрантов. Народ требовал хлеба.
23 февраля – первый день революции. Никто тогда не знал и не мог знать, что началась революция.
Буржуазные фальсификаторы истории твердят, что февральская революция была стихийной. Но архивные документы показывают, что с самого начала февральской революции большевики выступили в роли организаторов рабочих и солдатских масс.
После революции 1905 г. большевики всегда были готовы к тому, что революция может начаться в любой момент.
Царские власти и буржуазные круги не поняли истинного значения событий 23 – 27 февраля, выдавая народное движение за голодный бунт. Но причины недовольства были глубже. Они коренились в царизме и помещичье-капиталистической системе.
На второй день, 24 февраля, народное движение хлынуло с новой силой. Бастовало 200 тыс. рабочих 224 предприятий. Рабочие покидали заводы и выходили на улицы. Полиция не могла остановить их. В рядах демонстрантов было много учащейся молодёжи.
25 февраля Петроград походил на военный лагерь. На улицы были выведены все части гарнизона. Был отдан приказ командирам полков и начальникам полицейских участков открывать огонь после трёхкратного предупреждения. Но солдаты, выведенные для подавления движения, отказывались стрелять в народ. Их окружали женщины-работницы и уговаривали присоединиться к рабочим.
26 февраля всеобщая политическая стачка и демонстрация перерастают в восстание. Полиция и офицеры из пулемётов расстреливают рабочую демонстрацию на Невском проспекте.
27 февраля (12 марта) Бюро ЦК партии большевиков распространило в листовках манифест к рабочим и солдатам с призывом к вооружённой борьбе против царизма и созданию Временного революционного правительства. Ленин высоко оценил манифест: «…рабочие и солдаты призываются к организации вокруг Совета рабочих депутатов, к выбору представителей в него для борьбы против царизма за республику, 8-часовой рабочий день, за конфискацию помещичьих земель и хлебных запасов, а главное – за прекращение грабительской войны» (ПСС, т.31, стр.34).
Пятый день революции, 27 февраля, оказался решающим. К вечеру уже 66 тыс. солдат Петроградского гарнизона перешли на сторону революции. Солдаты, восставшие в одном полку, немедленно шли с рабочими в другие части и поднимали их против властей. Восставшие арестовали ряд царских министров, генералов, жандармов, командующего петроградским военным округом с его штабом, захватили важнейшие пункты города. К исходу дня столица оказалась в руках восставших.
Революция победила. В.И. Ленин писал в первые дни революции: «Революцию совершил пролетариат, он проявил героизм, он проливал кровь, он увлёк за собой самые широкие массы трудящегося и беднейшего населения…» (История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс, 1951, стр.170).
После победы восстания революция ставит в повестку дня основной вопрос – вопрос о власти. Февральская революция завершилась установлением в стране двоевластия – диктатуры буржуазии в лице буржуазного Временного правительства и диктатуры пролетариата и крестьянства в лице Советов рабочих и солдатских депутатов.
По призыву большевиков рабочие с первых дней революции стали создавать Советы. Большевики ещё в период первой русской революции призывали к созданию Советов рабочих депутатов как новых пролетарских органов власти. Меньшевики же рассматривали Советы как придатки к буржуазным органам власти.
Ещё днём 27 февраля, когда восстание уже явно побеждало в столице, депутаты Государственной думы по закулисному уговору с соглашателями создали Временный комитет во главе с М.В. Родзянко. Думский комитет вступил в переговоры с царской ставкой, чтобы спасти монархию, как рекомендовали иностранные послы.
Тем временем, по призыву большевиков, на фабриках и заводах и в полках гарнизона происходили выборы в Совет рабочих и солдатских депутатов. Меньшевики и эсеры, получившие большинство при выборах, захватили руководство в Петроградском Совете. Успех соглашателей объясняется тем, что меньшевикам и эсерам удалось использовать думские возможности и доверчивость неискушённых в политике масс. В то время как лидеры большевистской партии находились в тюрьмах и ссылках (Ленин в эмиграции, Сталин в Сибири), меньшевики разгуливали по улицам Петрограда, говорили речи и болтали в Думе. Большевики в февральские дни были на улице с массой, меньшевики же устремились в Думу, используя её ресурсы для завоевания доверия мелкобуржуазных слоёв населения.
Реальная власть находилась в руках Петроградского Совета. Поэтому думской верхушке было ясно, что образование Думой правительства возможно только по соглашению с Советом. Временный комитет заручился поддержкой меньшевистско-эсеровских лидеров Петроградского Совета, одобрившего передачу власти буржуазии. В состав Временного правительства вошли лидеры буржуазно-помещичьих партий. В правительство был введён эсер Керенский, чтобы маскировать буржуазную природу власти. Так соглашатели передали власть буржуазии.
Волны революции были так высоки, что буржуазия еле удерживалась на воде. Отказ деспота от престола, полагали теперь буржуазные заговорщики, внесёт успокоение в массы. 2 (15) марта Николай Романов отрёкся от престола в пользу брата Михаила, «как сдал эскадрон». Напуганный революцией, Михаил Романов отказался принять корону.
«…Короны дюжинами валяются по мостовой…», – приводил В.И. Ленин в те дни пророческие слова Ф. Энгельса (ПСС, т.36, стр.474).
Первый этап революции закончился.
Ленин писал, что от первого этапа революции пролетариат должен перейти ко второму, социалистическому этапу революции. Вопрос о власти февральской буржуазно-демократической революцией был решён: власть перешла в руки буржуазии. Но коренные задачи революции не были до конца решены. Народ не получил ни мира, ни земли, ни хлеба. В повестку дня стала социалистическая революция.
В канун 100-летия февральской и октябрьской революций власти вдруг дружно призывают обратиться к анализу причин и самой природы революций 1917 г. Современные оппортунисты не перестают пугать правящий класс призраком зреющего в стране революционного кризиса. Нет сомнений в том, с какой целью звучат все эти призывы. Страх перед неминуемой социалистической революцией заставляет путинский правящий класс обратиться к анализу средств, способов и форм предупреждения революции, её причин, если не глубинных, то хотя бы тех, которые на поверхности.
Нас же, большевиков, опыт Февральской революции учит главному – не терять бдительности, разоблачать манёвры буржуазии и соглашателей.
Пролетариат борется – буржуазия крадётся, – любил повторять В.И. Ленин в период первой русской революции.
А.В. Денисюк