Что сейчас происходит в РФ? «В России сложилась особая модель периферийного позднего капитализма, олигархически-бюрократического. Власть в этой системе принадлежит номенклатуре особого рода – высшая элита государства, сращённая с крупным бизнесом. Это именно номенклатура, воспроизводимая в собственном соку».
«Те, кто говорит, что такую систему можно реформировать при помощи смены правительства, тем я отвечу – нет, эта система заложена на воспроизводство интересов этого слоя. Никаких ошибок нет. Есть закономерные последствия. Те, у кого власть, делают то, что им выгодно, и делают эффективно».
«В том, что касается манипулирования людьми, российское государство ничем не уступает американскому, и может быть, даже превосходит его».
«Вопрос в том, чтобы хотя бы реформировать, но глубоко, систему производственных отношений и институтов. Иначе социальная революция, ибо брожение внутри и глухое роптание нарастает».
О первоочередных задачах выправления экономического положения РФ.«Сегодня мы рассматриваем очень значимый вопрос – вопрос выбора стратегии оптимального развития нашей страны».
«МЭФ собирает как раз те силы, которые, не объединившись, не могут обеспечить поворот экономической политики в сторону высоких технологий и большей социальной справедливости. С моей точки зрения, это могут сделать, только объединившись, люди, политики, движения, которые представляют, с одной стороны, интерес наёмных работников, и с другой стороны, интересы социального национально ориентированного бизнеса. Это для нас очень важно. Поодиночке, увы, это ни у кого не получится».
«Думаю, что, расходясь во многих частных вопросах, мы сойдёмся в том, что нам надо было бы, как минимум, включить в нашу программу три позиции: это новая индустриализация – плоды старой во многом уничтожены. Именно новая, а не просто восстановление. Это левый поворот, более справедливое распределение. И это, конечно, наращивание вложений в человеческий потенциал. Короче, образование и высокие технологии для всех и для будущего».
«Россия должна ставить перед собой задачу прежде всего стать самодостаточной».
«Экономический рост в основе своей имеет научно-технический прогресс, но для того, чтобы внедрялись новые технологии, нужны инвестиции».
«В общем, нам необходимо сегодня создавать механизмы целевого кредитования инвестиционной активности в освоение передового технологического уклада.
Однако вместо этого мы все глубже и глубже проваливаемся по инвестиционной активности. Замечу, что объем инвестиций сегодня в Россию в два раза меньше, чем был в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике четверть века назад».
«Мы согласны с тем, что можем выйти на темпы роста в 8-10 %, если дадим экономике кредиты».
«Если говорить о том, что нужно сегодня, мой коллега Юрий Болдырев справедливо сказал, что рынок нужно держать в ежовых рукавицах, капитал нужно держать в ежовых рукавицах общества, тогда это будет работать хотя бы частично на нас».
«Если бизнес работает в рамках программ, которые нужны стране – ему почти нулевые налоги, дешёвые кредиты, инвестиционная поддержка и похвала на телевидении. Если он занимается посредничеством, то такой бизнес нам не очень нужен».
«Надо взять тот период времени, когда научно-технические вещи, инновационные вещи, вещи экономического развития в нашей собственной стране решались успешно. Такой период времени известен, это 1930-1940-е года прошлого века».
«Альтернатива существующему доминирующему гайдаровскому курсу есть, она носится в воздухе».
Что тормозит экономическое развитие РФ? «Они (нынешний правящий режим в РФ. С.Х.) этот кризис не понимают, не хотят понимать и никакие меры не предпринимают».
«У нас чиновников в 2,5 раза больше, чем в плановой и бюрократической советской системе».
«У нас объем спекулятивных валютных операций вырос пятикратно. То есть на фоне сокращения экспорта, импорта, на фоне падения инвестиций и экономической активности в целом гигантский рост валютных спекуляций».
«Зачем вкладывать в реальный сектор, если на манипулировании курсом можно получать фантастические проценты»?
«Если у нас средняя рентабельность в 5 % в обрабатывающей промышленности, то понятно, что чем брать такие кредиты, лучше отказаться от производства. В этом и есть рукотворность кризиса».
«Невыгодно стало производить в абсолютном большинстве секторов экономики».
«5 трлн руб. – внутренний рынок (РФ. С.Х.). Меньше 20 % на нём – это продукция, произведённая в Российской Федерации».
«Да причина в том, что дело Гайдара, Чубайса и Кудрина живо и процветает. А его задача проста – рынок все расставит, никуда не надо вмешиваться».
«Чем у нас гордятся все последователи Чубайса? Если посмотрите, кто такая Эльвира Набиуллина? Я не люблю переходить на личности, но, если вы посмотрите на её биографию – научный руководитель - всем известный Ясин. Все помнят его, да? Если посмотрите, где она работала? Учёным секретарём у Чубайса».
«Центральный банк у нас отвечает не за экономический рост и не за кредиты, а он отвечает с точки зрения Валютного фонда лишь за то, чтобы у нас не было никакого валютного регулирования и контроля, чтобы западный капитал мог спокойно заходить и выходить».
«Все страны мира, «двадцатка», 100 лет живут по прогрессивной шкале налогообложения. Даже на Гайдаровском форуме господин Кузьминов признал: «Да, вопрос перезрел». Но пять раз внесённый закон пока не поддержан. А шкала подоходного налога ведь восстанавливает справедливость».
О роли ВТО. «Но что такое ВТО в глобальном мире? Это механизм, когда роботы вырвались из-под контроля. Они начинают диктовать нам правила игры в своих интересах. Этот путь ведёт нас безусловно в тупик». «Нужно перестать бояться слова протекционизм, потому что нужно возрождать экономику, своё производство. Если нужно для этого покинуть ВТО – нужно его покинуть».
На Пятом МЭФ были обсуждены и вопросы состояния образования (школьного и вузовского), науки, системы медицинского обслуживания.«Я поддерживаю слова Садовничего (ректора МГУ), который здесь выступал 7 декабря на съезде ректоров. Он сказал: «Пока мы не откажемся от Болонской системы и системы ЕГЭ, и не вернёмся к нормальному образованию, никакой перспективы не будет». «Однозначно люди зрелого возраста утверждают, что раньше в школе учили лучше, чем сейчас, а 70% граждан озабочены состоянием медицины». «Нынче в РФ 6 млн. хронических алкоголиков, 8 млн. наркоманов, 1,1 млн. больных СПИД». «Коллеги, но ведь модернизация в XXI веке должна базироваться на развитии человеческого потенциала, другого пути нет. Значит, либо нам придётся наращивать это финансирование (науки, образования, здравоохранения. С.Х.) либо модернизации просто не будет».
Резюме дискуссии: «России необходима высокая экономическая динамика – 5-7% в ближайшей перспективе. В соответствии с этой динамикой, необходимо формировать новую модель экономического роста, основанную на развитии реального сектора экономики. Данная модель предполагает формирование новых, ёмких рынков, как внутренних, как и внешних. Кроме этого, России необходимо выходить на внешние рынки. Сегодня в мире происходят процессы новой индустриализации, внедряются новые технологии. И если Россия не ответит на эти вызовы, она станет неконкурентоспособной».
В заключение, отчаянное - «Почему у нас сказанное в телевизоре, как правило, противоположно действительности»?
С.В.ХРИСТЕНКО