Титов: «Каждый из нас горел желанием стать первооткрывателем. Между собой в разговорах мы все же склонялись к тому, что полетит Юрий Гагарин. Мы знали: он хороший товарищ, принципиальный коммунист, пользующийся большим уважением товарищей... С Юрием можно было хорошо и спокойно делать любое дело и надежно дружить. С ним я чувствовал себя легко и просто в любой обстановке».
Николаев: «По всему было видно, что первым космическим навигатором предстоит стать Юрию Гагарину. Почему именно ему? Скажу лишь одно: в этом человеке оказалось столько превосходного в знаниях и закалке, что мы, космонавты, сами не зная решения Государственной комиссии, единодушно прикинули: «Лететь Гагарину».
Леонов: «Мы между собой провели опрос: кому лететь первому. Голосование было тайным: писали записки. Только в трех записках были другие фамилии, во всех остальных – Гагарин. Ребята его любили».
Попович: «Я хоть и старше был, но все равно с удовольствием у него учился многим вещам, и выдержке, и умению руководить…»
Хрунов: «Гагарин был необычайно сосредоточенным, когда надо - требовательным, строгим. И к себе, и к людям».
Волынов: «Среди всех Юрий Гагарин выделяется веселым нравом, добрым сердцем, трудолюбием, целеустремленностью, цельностью характера, готовностью во всем помочь своим товарищам».
Терешкова: «Перед стартом Гагарин сказал: «Вся моя жизнь кажется мне одним прекрасным мгновением». Тогда он не знал, какой короткой, но небывало яркой, насыщенной по своему нравственному воздействию на нас, его друзей и соратников, на всех людей окажется его жизнь… В этом удивительном человеке гармонично сочетались все лучшие качества: беззаветный патриотизм, неистощимый оптимизм, доброта, трудолюбие и требовательность к себе и коллегам».
А начальник Центра подготовки космонавтов Е.А. Карпов так оценил качества Юрия Гагарина: «Неоспоримые гагаринские достоинства: беззаветный патриотизм, непреклонная вера в успех полета, отличное здоровье, неистощимый оптимизм, гибкость ума и любознательность, смелость и решительность, аккуратность, трудолюбие, выдержка, простота, скромность, большая человеческая теплота и внимание к окружающим людям».
«В Юре, – говорил Королев, – сочетаются природное мужество, аналитический ум, исключительное трудолюбие. Я думаю, что если он получит надежное образование, то мы услышим его имя среди самых громких имен наших ученых».
«Кто-то подсчитал, – говорил Юрий Гагарин, – что мощность двигателей ракеты, которая вывела на орбиту краснозвёздный «Восток», равнялась собранной воедино в силе тяги всего конского поголовья дореволюционной России. Такое совпадение хотя и остроумно, но печально. Страна отсталости и деспотизма, какой была царская Россия, не могла бы вырваться в космос... Чтобы подняться к звёздам, мало разорвать путы земного притяжения – нужно было прежде сбросить оковы, в которых томились до Октября труд, разум, душа человека! Недаром называли коммунаров «людьми, штурмующими небо»... Штурм космоса начался не 12 апреля 1961 года, когда человек увидел открытую Вселенную, и даже не 4 октября 1957 года, когда первый спутник оторвался от Земли. Всё началось с выстрела «Авроры», со штурма Зимнего».