Поняв, что пролетариям некуда деваться, капиталисты «Лензото» приступили к откровенной эксплуатации своих работников. Рабочий день увеличился до 12 часов, а с учетом старательских работ по поиску самородков он мог продолжаться и 16 часов. Об оплате сверхурочных не могло быть и речи, добытые самородки сдавались администрации по невыгодному курсу. Работать принуждали также женщин и подростков, оплата их труда была крайне низкой, иногда их труд и вовсе не оплачивался. Мужчинам зарплату тоже снизили, часть оплаты отныне выдавалась талонами в лавки «Ленского товарищества». Кроме того, горняков постоянно штрафовали по поводу и без повода. Отсутствовала какая-либо техника безопасности, количество несчастных случаев за год достигло 700.
Но наибольшее недовольство рабочих вызывало качество потребляемых продуктов, в частности, мяса. Именно это и стало поводом для стихийной забастовки, которая началась на Андреевском прииске 29 февраля (13 марта) 1912 года. В тот день на работу не вышли 700 человек. Вскоре к ним присоединились рабочие других приисков. Бастовавшие заявили, что не продолжат работу, пока не будут выполнены их требования: улучшение жилищных условий и качества питания, увеличение жалования, установление 8-часового рабочего дня, отмена штрафов, непринужденность женского труда, увольнение ряда административных лиц. Администрация приисков выполнять эти требования отказалась.
Забастовка продолжалась целый месяц. За это время был сформирован стачечный комитет, в руководство которого входили члены партии большевиков. Это придавало стачке организованность. Страх вынудил местную жандармерию начать планомерную ликвидацию стачечного комитета.
3 (16) апреля 1912 года основные руководители забастовки были арестованы. Но уже на следующий день состоялось шествие более двух тысяч рабочих Ленских золотых приисков в знак протеста против ареста членов стачечного комитета. Шествие было абсолютно мирным, рабочие всего лишь хотели вручить чиновнику прокуратуры жалобы на произвол властей. Однако царские военные посчитали, что участники забастовки ведут себя слишком вызывающе. Рабочие были встречены солдатами, которые по приказу жандармского ротмистра Трещенкова открыли огонь.
Это вопиющее преступление царских военных поначалу даже не собирались расследовать. Министр внутренних дел Макаров, комментируя события на Лене, заявил: «Так было, так и будет!». Подобная наглость возмутила пролетариат, и по всей стране начались акции протеста. Из-за давления общественности правительству все же пришлось начать расследование Ленской трагедии. Ответственный за кровопролитие ротмистр Трещенков был уволен из жандармерии и разжалован. Однако его дело до суда так и не дошло, так как началась Первая мировая война. Солдаты, которые стреляли в безоружных людей и добивали раненых, ни к какой ответственности вообще не привлекались.
Стачка Ленских рабочих продолжалась до августа 1912 года, после чего свыше 80% работников покинули прииски. В то же время по стране начались массовые митинги и акции протеста, в которых приняли участие более 300 тыс. человек. Большевики и В.И. Ленин рассматривали волну общественного протеста как свидетельство нового революционного подъема в России. И.В. Сталин писал: «Всё имеет конец – настал конец и терпению страны. Ленские выстрелы разбили лёд молчания, и – тронулась река народного движения. Тронулась!.. Всё, что было злого и пагубного в современном режиме, всё, чем болела многострадальная Россия, — всё это собралось в одном факте, в событиях на Лене».
И действительно, массовые стачки 1912 года показали: терпение народных масс на исходе. Преступные действия жандармов нанесли серьезный удар по репутации царского правительства. Ленский расстрел разбудил революционные настроения в народе, но революции в 1912 году не будет. Пройдет еще 5 лет, прежде чем падет самодержавная власть, а следом за ней и власть временщиков-капиталистов. Но трагедия на Ленских золотых приисках стала одним из событий, которое, в итоге, похоронило Российскую Империю.
Андрей Голдин