Сразу после объявления итогов президентских выборов все чаще стали появляться сообщения о конституционной реформе и о вот-вот начинающемся транзите власти и всей политической системы. Обычно говорят про декабрь, но если не будет никаких потрясений, то власти и спешить некуда. И запустившийся недавно долгоиграющий проект "Лидеры России" это подтверждает. А сильных потрясений пока не предвидится.
Тем не менее, пока есть основные контуры этого самого транзита, а остальные детали только начнут формироваться после всех вторых раундов и перевыборов в регионах – то есть не раньше декабря, а то и в 2019 году. Пока же можно сформулировать общий курс смены политической системы так: основные элитные группы уходят на второй план, но продолжают дергать за все ниточки, и если потребуется – в "политическую жертву" народу принесут Владимира Путина и его рейтинг. Мы приводим мнение об этом директора Центра политологических исследований Финуниверситета Павла Салина:
– Основные задачи транзита можно представить в качестве матрешки. Самая главная, базовая мегазадача – сохранить привилегированное положение бенефициаров нынешней политической системы. Около 10-20 элитных групп, которые контролируют ключевые активы. Это, условно говоря, "короли госзаказов", но не только они – те, кого принято называть "кремлевскими башнями".
Вторая задача менее масштабная – сохранить в политсистеме Владимира Путина в качестве "верховного арбитра", и если встанет вопрос, что приоритетнее, то сделают выбор, наверное, в пользу первой. Но вопрос – может это получиться или нет, потому что сейчас запрос населения все больше смещается на решение внутренних проблем, а если Владимир Путин будет концентрироваться целиком на международной проблематике, то встанет вопрос – будет ли он располагать таким же рейтингом, будет ли население воспринимать его в качестве главного в этой системе, если он не хочет заниматься внутренними вопросами и передоверяет их еще кому-то? Не начнут ли этого "кого-то" воспринимать в качестве главного и население, и элиты?
Поэтому эта задача подчиненная, второстепенная. До недавнего времени она была на первом месте, а сейчас, судя по обращению Владимира Путина по пенсионной "реформе", сохранение его рейтинга уже не является абсолютом для власти. И не думаю, что недооценивался негативный эффект для Путина и для его рейтинга, власть понимала, что это нанесет удар и подорвет доверие населения.
Поэтому контуры, ориентиры – такие. Самое главное – сохранить бенефициаров нынешней политической системы, чтобы в целом ничего, по большому счету, с точки зрения глобальных раскладов, не поменялось – чтобы "питерская группа" продолжала находиться у рычагов власти и дальше.
Но при этом меняется конфигурация, будут, скорее всего, менять юридические рамки системы, ее "интерфейс" – лицо системы, что будет видеть население как раз за счет смены нынешних управленцев на молодых технократов. Это задача транзита политической системы и конституционной реформы. Насколько это получится – большой вопрос.
Кроме того, есть и третьестепенные задачи – возможно, будут снижать электоральные возможности населения. Все будет зависеть во многом от того, удастся ли власти восстановить электоральный контроль над регионами. Это покажут выборы в Хакасии и Приморье. А также контроль над регионами, где ситуация может выйти за рамки – вот в Ингушетии вышла, в Кемерово были неожиданные для власти события весной.
https://media.nakanune.ru/images/exclaim.gif"); background-position: left top; background-repeat: no-repeat; margin-left: 36.25px; padding-left: 30px; padding-top: 3px;">Если будет сделан вывод, что не удается восстановить процесс электорального контроля – тогда будут минимизировать электоральные процессы в сторону силовой составляющей. Но это не абсолют, решение по этому поводу пока не принято.
Силовики, понятное дело, лоббируют более простые подходы – у них и мышление такое, и это дает им дополнительные козыри, повышает их статус. Другие представители элиты относятся осторожно к такой идее.
Как итог, есть две ключевые задачи.
- Первая, приоритетная – сохранить бенефициаров нынешней политической системы.
- Вторая – по возможности – сохранить Владимира Путина в качестве "верховного арбитра".
Это не обсуждается, такие цели уже стоят, а все остальное – это инструментарий. Электоральные практики, правка Конституции, распределение полномочий между институтами власти, между центром и регионами – это не цели, это инструменты, и их будут менять и пересматривать в зависимости от текущей ситуации.