ОКТЯБРЬ 1917 – РОЖДЕНИЕ НОВОГО МИРА
- Подробности
- Создано 07 Ноябрь 2018
Товарищи! ЦК ВКПБ поздравляет вас всех со 101-й годовщиной Великой Октябрьской Социалистической революции. Октябрьская революция положила начало новой эпохе человечества – эпохе ликвидации всех форм эксплуатации, эпохе победы коммунизма. От всех других революций её отличало то, что рабочие создали свои органы власти. «Если бы народное творчество революционных классов не создало Советов, – писал В.И. Ленин, – то пролетарская революция была бы в России делом безнадёжным».Решающим условием победы революции являлось то, что во главе народных масс стояла испытанная, боевая, революционная партия большевиков. Партия руководствовалась передовой теорией рабочего класса – марксистско-ленинской теорией.
В трудах В.И. Ленина были даны теоретическое обоснование и разработка конкретного плана перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. Большевистская партия сумела объединить различные революционные движения и направить их к единой цели – свержению империализма. Партия соединила в один революционный поток и общенародное движение за мир, и крестьянскую борьбу за землю – против помещиков, и национально-освободительную борьбу угнетённых народов России, и борьбу ведущей силы общества – пролетариата за социализм.
Величайшее международное значение Октябрьской революции состоит в том, что она с очевидностью показала актуальность её главных черт и для успешных социалистических революций в других странах. Она показала, что без союза пролетариата и крестьянства при руководстве рабочих, без диктатуры пролетариата, как особого классового союза пролетариата и крестьянства, невозможна победа революции.
Эпоха Великой Октябрьской Социалистической революции и Гражданской войны отличалась совершенно особым, исключительным в мировой истории жизненным содержанием. События этого времени даже в восприятии их непосредственных участников развёртывались со сказочной быстротой, создавали в огромных массах населения России атмосферу небывалого подъёма и потрясения, чрезвычайного физического и душевного напряжения. Чтобы сколько-нибудь конкретно представить размах и темп исторической жизни в этот период, сошлёмся на ленинскую оценку момента в марте 1918 года: «История человечества проделывает в наши дни один из самых великих, самых трудных поворотов, имеющих необъятное – без малейшего преувеличения можно сказать: всемирно-освободительное значение. ...Неудивительно, что на самых крутых пунктах столь крутого поворота, когда кругом со страшным шумом и треском надламывается и разваливается старое, а рядом в неописуемых муках рождается новое, кое у кого кружится голова, кое-кем овладевает отчаяние.
Мы в несколько дней разрушили одну из самых старых, мощных, варварских и зверских монархий... Мы прошли победным триумфальным шествием большевизма из конца в конец громадной страны. Мы подняли к свободе и к самостоятельной жизни самые низшие из угнетённых царизмом и буржуазией слоёв трудящихся масс. Мы ввели и упрочили Советскую республику, новый тип государства, неизмеримо более высокий и демократический, чем лучшие из буржуазно-парламентарных республик». История, писал Ленин, «летит теперь с быстротой локомотива».
Дальнейшие события, связанные с развязыванием иностранной интервенции и Гражданской войны против Власти Советов, обострили внутреннюю и международную обстановку, усилили до предела накал классовой борьбы. Процесс разрушения старого и рождения нового общественного строя оказался не столь гладким и спокойным, как предполагали иные «социалисты», далёкие от реальной политики. Партия большевиков не скрывала исключительных сложностей и трудностей борьбы за коммунизм, которые предстояло преодолеть стране, вчера ещё одной из самых отсталых в мире, разорённой, истекающей кровью.
Революция открыла глаза рабочим и крестьянам: «Мы прежде всего посмотрели на себя не как на рабочую слепую лошадь, а как на людей, и увидели, что мы – такие же, как и те, на кого мы убиваем жизнь, и ничем их не хуже. Мы поняли, что вместе с работой мы имеем право и на укрепляющий отдых, и на радости жизни. Имеем охоту и право распрямить свою спину и поднять голову. Имеем право жить, как хочет голова и сердце, а не так, как позволит какой-то «хозяин», «барин», «господин».
Весьма знаменателен случай, рассказанный Джоном Ридом: «Мы приехали на фронт в 12-ю армию, стоявшую за Ригой, где босые и истощённые люди погибали в окопной грязи от голода и болезней. Завидев нас, они поднялись навстречу. Лица их были измождены; сквозь дыры в одежде синело голое тело. И первый вопрос был: «Привезли ли что-нибудь почитать?» Читать, учиться, расти! Такие стремления поселила Революция в душах борцов за Советскую Власть.
Из Гражданcкой войны общество село сразу же за парту. Право получать образование было завоёвано для тех, кто до Гражданской войны был обречён на невежество. В СССР программа ликвидации безграмотности (ликбез – с 1920-го) и всеобщего начального обучения (всеобуч – с 1930) смогла решить проблемы начального образования менее чем за двадцать лет – и это в аграрной стране, где до 1917-го года было более 80% безграмотного и малограмотного населения. К 1936-му году в СССР было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933 – 1937 годах только в учтённых школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных. По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90%.
Сложно, очень сложно, было начинать движение к коммунизму не с людьми коммунистического завтра, а с людьми, сформировавшимися в условиях разделения труда, преодолевающими свою ограниченность посредством образования и коллективной деятельности. Ещё Маркс, критикуя Готскую программу, писал: «Мы имеем здесь дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а, напротив, с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет ещё родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло».
С Революцией радикально изменилась вся социальная структура общества, отношение советского гражданина к государству, к задаче охраны и сохранения своего социалистического строя. Совершенно по-новому стала понимать свою жизненную функцию женщина, активно включившаяся в социальную жизнь общества, доросшая аж до уровня «члена правительства». В области семейных отношений развивалась тенденция перехода к общественному воспитанию детей. Это была важнейшая, но и сложнейшая задача. Как справедливо сказал Анри Барбюс: «Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее». Советское государство активно поддерживало работу педагога Макаренко по коммунистическому воспитанию, сформировало систему Трудовых Резервов, суворовские и нахимовские училища.
Весной 1919 года Ленин писал: «Старые социалисты-утописты воображали, что социализм можно построить с другими людьми, что они сначала воспитают хорошеньких, чистеньких, прекрасно обученных людей и будут строить из них социализм... Мы хотим строить социализм немедленно из того материала, который нам оставил капитализм со вчера на сегодня, теперь же, а не из тех людей, которые в парниках будут приготовлены... Нужно взять всю науку, технику, все знания, искусство. Без этого мы жизнь коммунистического общества построить не можем».
«Наше», «наше общее», «всеохватное» стало главной темой и деревенского крестьянского схода, и собрания комсомольской ячейки и заседания Совнаркома. Каждый, пусть самый неважный в едином человеческом организме, интересовался всем, выискивал любые недостатки, препятствующие движению вперёд. Только таким и мог быть человек, строящий коммунизм. Понятия «мы», «наше» лежали в основе и бурно развивавшегося советского искусства – песен, кинофильмов, театра, даже балета – вспомним «Пламя Парижа». Такой подход был залогом победы и в великих трудовых достижениях единого советского народа, и победы над классовым врагом в Гражданской войне, разгрома фашистского агрессора в Великой Отечественной войне.
Неизбежным моментом был «раскол» общества на яростно противостоящие друг другу лагеря. Это и деятели культуры («дворянско-кучерский» Бунин и, с другой стороны, – Блок, Маяковский), и дворянская элита (возьмите, хотя бы, дочь светского генерала большевичку Коллонтай). Половина офицерской элиты (окончившие Академию Генерального Штаба) ушла к красным, половина – к белым.
Были и колеблющиеся. Интеллигенты, не принявшие революции, предпочитали тосковать о прошлом и жаловаться на одиночество, обвиняя и ненавидя новый общественный строй. Литература, рождённая в этом лагере, не имела «внутренних ресурсов»; на ней лежала печать обречённости, выморочности – задолго до того, как её наиболее непримиримые представители оказались, по выражению М. Цветаевой, «выхаркнуты народом» за пределы России.
«Кадры решают всё»! Эти великие сталинские слова указывали советскому народу единственно правильный путь к коммунизму. Учиться, расти, соскребать с себя чешую разных «яческих» мелкобуржуазных наростов, доставшихся тебе по наследству от капиталистического прошлого, готовить себя и своих детей к коммунистическому будущему – вот какая была главная устремлённость каждого гражданина Страны Советов. История ясно показала непобедимость такого общества, которое не смогли сломить ни послевоенная разруха, ни «холодная война», развёрнутая против СССР мировым империализмом.
Дорогие друзья, товарищи, большевики! У нас впереди великая битва за коммунизм, за возрождение нашей Родины – СССР. Пусть вас вдохновляют в борьбе стихи «Коммунистической Марсельезы»:
Мы – пожара всемирного пламя,
Молот, сбивший оковы с раба,
Коммунизм – наше красное знамя,
Священный наш лозунг – борьба.
Против гадов, охрипших от воя,
Пожиравших все наши труды,
Для последнего страшного боя
Мы сомкнём трудовые ряды.
ЦК ВКПБ