ВЕЛИКИЙ ГРАЖДАНИН
- Подробности
- Создано 03 Декабрь 2018
Памяти Кирова посвящается
Направленный партией в 1926 году в Ленинград, Киров возглавил борьбу ленинградских коммунистов за восстановление, реконструкцию и дальнейшее развитие промышленности, осуществление социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства. Убеждённость в правильности избранного партией курса социалистического строительства, вера в колоссальные творческие силы народных масс были неисчерпаемым источником его оптимизма. Он стремился к широкому развитию инициативы и активности масс, вёл непримиримую борьбу с бюрократизмом, с величайшим вниманием относился к предложениям трудящихся.
С.М. Киров был беспощаден к врагам партии и народа, упорно, настойчиво и последовательно вёл борьбу с теми, кто выступал против курса партии на строительство социализма, разоблачал контрреволюционную сущность оппортунистов всех мастей и оттенков.
«Товарищ Киров представлял из себя образец большевика, не знавшего страха и трудностей в достижении великой цели, поставленной партией. Его прямота, железная стойкость, его изумительные качества вдохновенного трибуна революции сочетались в нём с той сердечностью и мягкостью в личных, товарищеских и дружеских отношениях, с той лучистой теплотой и скромностью, которые присущи настоящему ленинцу» (газета «Правда», 02.12.1934 г.).
Таким предстал перед зрителями в фильме «Великий гражданин» Киров в образе Шахова, роль которого блестяще исполнил артист Н.И. Боголюбов. Об этом фильме в конце 30-х годов писали так, как писали в середине 30-х о «Чапаеве» – в статьях, воспоминаниях, заметках, книгах.
«Великий гражданин», созданный в 1938–1939 годах режиссёром Ф. Эрмлером, рассказывает о борьбе партии большевиков за индустриализацию, за построение социализма в нашей стране, о выдающемся деятеле Коммунистической партии и Советского государства, пламенном борце за коммунизм, вдохновенном трибуне революции Сергее Мироновиче Кирове.
Ещё в начале 1986 года, когда кампания по дискредитации социализма, Сталина и его окружения только начиналась, а КПСС ещё признавалась руководящей и направляющей силой советского общества, «Великому гражданину» и Кирову воздавалось должное. «С.М. Киров, – отмечали авторы вышедшей в начале 1986 года книги «Киров и время», – оставил яркий след в истории Коммунистической партии и Советского государства. «Нет людей счастливее тех, – говорил он, – которые называются большевиками». В этих словах – весь Киров, верный сын партии. Такие люди как С.М. Киров и теперь остаются нашими современниками. Их дела, мысли, опыт, ленинский стиль партийной работы – бесценное достояние Коммунистической партии, высоко несущей ленинское знамя борьбы за коммунизм» (с. 11).
В изданном в начале 1986 года «Энциклопедическом словаре по киноискусству» подчёркивалось, что «Великий гражданин» вошёл в историю кино благодаря мастерству и глубине раскрытия центрального образа. В исполнении Н.И. Боголюбова Шахов стал одним из памятных героев, воплотив на экране тип политического деятеля ленинской формации… Новаторство режиссёра, великолепный актёрский ансамбль поставили эту работу в число крупнейших достижений кинематографии» (с. 361). «Значительности художественного масштаба в решении темы Коммунистической партии Эрмлер и актёр Боголюбов достигли в работе над образом Шахова в историко-революционном фильме, посвящённом памяти С.М. Кирова» (с. 511). Отмечалось, что «фильм имеет принципиальное значение для развития искусства социалистического реализма в кино» (с. 234).
Фильм «Великий гражданин» наносил разрушительной силы удар по трём главным вымыслам клеветников эпохи «перестройки»: Сталин придумал врагов народа для того, чтобы развязать репрессии; при Сталине люди были превращены в безвольных, лишённых человеческого достоинства роботов; коммунисты никогда не выражали народных чаяний и интересов. Пожалуй, ни один другой фильм не может сравниться в этом плане с «Великим гражданином».
В образе Шахова зритель узнал знакомые, близкие и бесконечно дорогие ему черты Кирова. Преданность партии и народу, священная ненависть к врагам и моральная чистота Эрмлером осмыслены в этом образе как органические черты, как признаки особой породы людей, особого типа человека, называемого большевиком.
Вот как появилась мысль о создании «Великого гражданина». «…Так я узнал о трагической гибели С.М. Кирова, с которым я имел счастье лично быть знакомым, которого я любил и глубоко уважал как человека, великолепно сочетавшего в себе все черты большевика ленинского склада. И вот в этот печальный вечер я дал себе слово создать фильм памяти С.М. Кирова, создать художественный образ, в котором нашли бы своё воплощение черты большевика-учителя… Я считал своим партийным делом, своей прямой обязанностью в искусстве создавать художественные образы людей, плотью и кровью которых стали высокие понятия, новые нравственные устои нового человека социалистического общества, новые этические оценки человеческих дел и поступков, честность и чистота помыслов, бескорыстная преданность делу народа, органическая потребность повседневного участия в борьбе за существование великих идей Коммунистической партии…
И я решил: для того, чтобы хотя бы приблизиться к решению этой высокой задачи художественного воплощения образа нового человека – я должен рассказать о борьбе партии за новое общество, показать самое дело и раскрыть средствами искусства смысл борьбы партии и значение её. Так зародился замысел двухсерийного фильма «Великий гражданин», над которым мы (Блейман, Большинцев и я) работали упорно и чрезвычайно напряжённо с декабря 1934 года по октябрь 1939 года» (Ф. Эрмлер «Документы, статьи, воспоминания», изд. «Искусство», 1974 г., с. 99).
Речь Шахова на слёте ударников: «Кто вы такие, сидящие здесь?! В какие графики, в какие тарифные сетки можно уложить волну могучего народного подъёма, который ежедневно, ежечасно, ежесекундно рождает на свет невиданные в истории человеческие формы отношения к труду, к жизни, отношения человека к человеку? Только слепой, только враг может не видеть, что за лесами нашей стройки уже вырисовываются прекрасные черты нового, свободного человека – творца и преобразователя.
И то, что мы можем таких людей позвать посоветоваться, как нам дальше жить и как работать… Это, товарищи, надо понять! В этом наша сила, и эту силу победить невозможно! Можно разбомбить города, взорвать заводы и сверху и снизу… Но невозможно сломить, победить и уничтожить народ, который не только понял, не только осознал, но и осуществил вековую мечту человечества… У нас всё ещё в лесах, в стройке. Мы ещё только карты рисуем, чертежи будущего…». И зал обрушивался такими аплодисментами, что Шахову приходится остановиться на полуслове…
Это же Кирова (роль которого исполняет Шахов) мысли и слова.
Слова старого большевика у гроба Шахова (Кирова): «…Он был такой же, как и мы, только чуточку выше; у него были такие же глаза, как у нас, только немножко зорче; он думал о том, о чём думаем мы, только гораздо глубже… Про одних говорят: умер великий мыслитель, великий художник, а он… он был гражданином – таким же, как мы, только больше – он был великим гражданином. У него была великая вера, великая любовь и великая ненависть. И это он нам завещал всемирную ненависть к нашим врагам и великую любовь к народу».
По материалам четырёхтомника Ивана Тимофеевича Шеховцова «Дело Сталина – «преступника» и его защитника», т. 3, «Великий гражданин» возвращается и побеждает».