Все вместе это определило статус Погранвойск в нашей стране как элитных. Кого попало туда не брали. Требовалось отличное здоровье, желательно, хорошая спортивная подготовка, членство в ВЛКСМ и общая положительная репутация, которая проверялась по линии КГБ. Нормативы боевой, огневой и физической подготовки советских пограничников были жестче, чем у мотострелков и даже американских морпехов. Погранвойска продемонстрировали свою высокую боеспособность в Афганистане, где действовали фактически как «охотники» на самых опасных полевых командиров моджахедов в составе маневренных групп на лёгкой бронетехнике и десантно-штурмовых групп на вертолётах. Наши пограничники одновременно выполняли противодиверсионные и противопартизанские задачи и сами были прекрасными разведчиками и диверсантами.
Так вот, после реформы, затеянной в 2003 году для их оптимизации, Погранвойск в России не существует, а сам этот термин был упразднён юридически и выведен из бюрократического оборота.
Оптимизация
До того момента в стране существовала отдельная Федеральная пограничная служба — Главное командование Пограничных войск Российской Федерации (ФПС — Главкомат ПВ РФ) как самостоятельная специальная служба России с правами федерального органа исполнительной власти, находящаяся в прямом подчинении Президента РФ. Однако было решено, что для Российской Федерации это излишне, и ее 1 июля 2003 года указом президента Путина упразднили.
Теперь у нас есть Пограничная служба ФСБ, где вместо застав сформированы линейные отделения, а вместо срочников служат контрактники. Сама идеология реформа предполагала сознательный отказ от войсковой структуры Погранвойск и переход, по сути, к формату «пограничной милиции». Об этом прямо и честно заявлял один из активнейших сторонников преобразования генерал-лейтенант Рыбалкин Н.Н.:
Ничего не напоминает? А как насчет вот такого аргумента в пользу ликвидации Погранвойск:
Да, это все та же «сердюковщина», которая фактически развалила российские Сухопутные войска ВС РФ, кровавые последствия чего мы уже второй год расхлебываем на Украине. Как об этой «реформе» отзывались сами ветераны Пограничной службы, можно почитать на их специализированных форумах. Вместо спецвойск, которыми всегда были пограничные части, способных противодействовать целым войсковым группам и хорошо вооруженным организованным бандам, мы получили военизированную структуру весьма ограниченной функциональности, пригодной, скорее, для дозора и присмотра. Зато было создано много генеральских должностей, и то ладно.
Между прочим, тревожные звоночки звенели задолго до драматических событий 2022-2023 годов. В ночь с 6 на 7 августа 2016 года группа украинских диверсантов пыталась проникнуть на север Крыма. Командир прибывшей на место группы пограничников был ими застрелен:
На подмогу им были направлены российские десантники, но противник смог скрыться. На следующий день ВСУ повторили свои атаки, о чем рассказали в ФСБ:
То есть, столкнувшись с по-настоящему опасным, вооруженным и мотивированным противником, пограничникам пришлось обращаться за помощью к смежникам. Как мы видим, по состоянию на 2022-2023 годы «отреформированная» Пограничная служба, увы, не в состоянии надежно перекрыть границу с Украиной. Со своей стороны, мы предлагали снизить риски вторжения за счет формирования в приграничье хотя бы Войск территориальной обороны в составе ВС РФ и народного ополчения. Вот так и живем.
Очень хотелось бы, чтобы из произошедшего все-таки были сделаны правильные выводы.