19 августа 2023 г. исполняется 70 лет со дня антиправительственного переворота в Иране, осуществленного ЦРУ США и его агентурой. Был свергнут законно избранный и даже законно назначенный шахом Мохаммадом Резой Пехлеви премьер-министр Мохаммад Мосаддык. Активная политика Мосаддыка, осуществляемая в национальных интересах Ирана, в интересах суверенитета и независимости страны, поставила вопрос о существовании монархии. Тогда до перехода от монархической формы правления к республиканской оставался один шаг. И этот шаг в направлении демократического, светского развития Ирана не позволила сделать американская разведка. Последующие четверть века политика шаха и его союзников привела Иран к исламской революции, дорогу к которой открыло ЦРУ в августе 1953 г. Как говорится, что посеешь, то и пожнёшь.
Драматические события 1953 г. уходят глубоко корнями в прошлое Ирана, а точнее – в историю иранской нефтяной индустрии.
Предыстория
С середины XIX века англичане своими капиталами держали под контролем многие сферы экономики Персии, особенно её южных провинций. При этом история нефтяной промышленности Ирана началась в 1901 году, когда британский бизнесмен Уильям Д’Арси получил от персидского шаха Мозаффара ад-Дин шах Каджара концессию на разведку и разработку нефтяных ресурсов южного Ирана. Нефть обнаружили в 1908 г., что стало мощным толчком для усиления британской экспансии в Персии. Это привело к формированию в 1909 г. базирующейся в Лондоне Англо-персидской нефтяной компании (АПНК). Купив большинство акций компании в 1914 году, британское правительство получило прямой контроль над иранской нефтяной промышленностью.
Надо напомнить, что иранская нефть была одним из столпов британского могущества. Уинстон Черчилль тогда первый лорд адмиралтейства (министр военно-морских сил), накануне Первой мировой войны был одним из инициаторов перевода королевских ВМС, гордости и ударной силы Британской империи, с угля на нефть. И именно Черчилль был одним из основных лоббистов приобретения Британией 51% акций новой АПНК. Таким образом, монополия Лондона на иранское черное золото продолжалась 37 лет, вплоть до 1953 г.
В 1935 году Реза Шах сменил название страны — с Персии на Иран. Англо-персидская нефтяная компания стала соответственно называться Англо-иранской нефтяной компанией (АИНК).
После Второй мировой войны англичане расширили своё влияние в Иране: АИНК активизировала свою деятельность, продолжая эксплуатировать богатства страны. К концу 1940-х годов нефтеперерабатывающий завод в Абадане был крупнейшим в мире, а Иран считался ведущим государством-экспортером нефти на Ближнем Востоке. Но всё это мало способствовало развитию страны и улучшению жизни населения, так как отчисления иранскому правительству от продажи нефти были крайне незначительными.
Предпосылки переворота
Во второй половине 40-х годов в Иране проходили многочисленные массовые митинги, забастовки, акции протеста.
В 1949 году на волне народного недовольства было создано оппозиционное движение Национальный Фронт (НФ). Его лидером стал Мохаммад Мосаддык (1882 – 1967), один из наиболее выдающихся политиков Ирана ХХ века. Сын принцессы из рода Каджаров и министра финансов при Насир аль-Дин Шахе, Мосаддык получил превосходное образование в парижском Институте политических наук, а также в юридической школе в Швейцарии, где стал доктором юридических наук. По возвращению на родину в 1914 году, он стал принимать активное участие в политической жизни страны, провозгласив своими принципами национальное возрождение и прекращение иностранного контроля над экономикой и политикой Ирана.
М. Мосаддык и ещё несколько его сторонников из НФ в 1949 г. были избраны в меджлис. Они выступали за передачу нефтяной индустрии под контроль Ирана. В марте 1951 года Мосаддык представил на рассмотрение парламента законопроект о национализации нефтяных месторождений, который был принят. Вскоре после этого, 28 апреля 1951 года Мосаддык был избран премьер-министром Ирана. Шах, боясь массовых выступлений, вынужден был одобрить это назначение. И уже 1 мая 1951 года закон о национализации нефтяной промышленности вступил в силу.
Иными словами, Мосаддык отобрал нефть у англичан. Это привело к прямой конфронтации правительства Ирана с Великобританией. Иранское правительство выгоняет британских специалистов из страны. В 1952 г. премьер Мосаддык разрывает дипотношения с Британией.
Англичане гневно возмущаются, подают иск в Международный арбитражный суд, начинают экономическую блокаду Ирана, но при этом инициируют переговоры с иранцами.
Но Международный суд фактически принимает сторону Ирана. Переговоры заходят в тупик. В то же время ослабевшая к тому времени Британская империя уже не могла самостоятельно решить проблему Мосаддыка и соответственно иранской нефти. Лондон неоднократно обращался за помощью в Вашингтон. Но находящаяся у власти до января 1952 г. администрация президента США Гарри Трумена не горела желанием помогать англичанам по многим причинам, в том числе и с надеждой на проамериканское будущее правительства Мосаддыка. Всё изменилось с приходом в Белый дом президента Дуайта Эйзенхауэра, который назначил главой ЦРУ воинственно настроенного Аллена Даллеса, а госсекретарём — его брата Джона Даллеса.
К тому же с конца 1951 г. британское правительство вновь возглавил Уинстон Черчилль, стремившийся решить иранский нефтяной вопрос.
Подготовка переворота
В феврале 1953 г. руководитель британской секретной разведывательной службы МИ-6 Джон Синклер прибыл в Вашингтон и встретился с директором ЦРУ Алленом Даллесом. Результатом этой встречи стало решение о проведении операции по свержению Мохаммада Мосаддыка.
План совместных действий был одобрен Эйзенхауэром и Черчиллем. Планируемая операция получила наименование «Аякс». Непосредственным же руководителем ее стал начальник отдела ЦРУ по Среднему Востоку Кермит Рузвельт, внук американского президента Теодора Рузвельта. Он нелегально прибыл в Иран и стал готовить почву для государственного переворота.
Прежде всего, Рузвельт порекомендовал иранскому шаху на время покинуть Тегеран, дабы не подвергать свою жизнь опасности во время грядущих событий. Шах с семьёй перебрался на свою виллу на каспийском побережье.
Американский генерал Норман Шварцкопф (кстати, отец того самого генерала Шварцкопфа, который командовал силами антииракской коалиции во время проведения операции «Буря в пустыне») при личной секретной встрече с высокопоставленными иранскими военными убедил их оказать поддержку грядущему перевороту. На подкуп генералов ЦРУ выделило солидные по тем временам средства — 19 млн. долларов (около 230 млн. нынешних долларов).
Надо сказать, что американцы, боясь потерять такой лакомый кусок, которым был для них Иран, на деньги не скупились. На нужды заговорщиков из спецфондов ЦРУ было выделено ещё 1 млн. долларов (более 12 млн. нынешних долларов). Все эти доллары обеспечивали подготовку и проведение операции «Аякс» по следующим направлениям:
- Формирование сети влияния, т.е. «пятой колонны». К. Рузвельту удалось перекупить старых британских агентов, братьев Рашиди, трех сыновей влиятельного иранского бизнесмена. Братья оказывали давление на членов меджлиса, вели работу среди торговцев «тегеранского базара», во все времена являвшегося барометром политической жизни. Именно они подкупали на американские деньги депутатов парламента, старших офицеров вооруженных сил, редакторов и издателей.
- Активизация информационно-пропагандистской деятельности против Мосаддыка и его правительства. Были подкуплены владельцы, редактора и журналисты десятков изданий. 80% всех СМИ стали выступать против Мосаддыка. ЦРУ разработало и распространило в газеты и журналы множество материалов, в которых осуждалась работа правительства, ведущая страну к экономическому коллапсу, а его глава Мосаддык преподносился как сторонник коммунистической Народной партии Ирана - «Туде», агент Москвы, противник ислама, разрушитель нравственного духа армии.
- Раскол НФ и создание в организации антимосаддыковской фракции.
- Целенаправленная работа с религиозными деятелями по формированию у них недовольства правительством и, в первую очередь, Мосаддыком. Поддержка и использование в этих целях религиозных экстремистов для угроз и физических расправ с непокорными.
- Организация и проведение антиправительственных митингов, демонстраций, протестов под лозунгами: «Народ борется за демократию и прогресс». «Народ против диктаторского и насквозь коррупционного режима Мосаддыка».
Сигналом к перевороту должен был стать шахский указ о смещении с поста премьер-министра М. Мосаддыка и назначении на этот пост участника переворота, креатуры ЦРУ, генерала Фазлоллы Захеди.
Операция «Аякс»
Находившийся вне Тегерана шах в середине августа 1953 года издал указ о смещении Мосаддыка. Но этот письменный документ застрял в бюрократических дебрях на три дня. Мосаддык заблаговременно был извещен о нем, успел подтянуть к Тегерану верные ему войска и запустил механизм свержения шаха. Шах скрылся в Багдаде, а затем в Риме. Начальник службы охраны шаха полковник Нематолла Нассири, доставивший указ Мосаддыку, был арестован. По радио объявили о попытке переворота, устроенной прошахскими силами. На улицах прошли многочисленные антишахские демонстрации, на которых звучали лозунги о свержении шаха и провозглашении республики. МИД разослал послам за рубежом циркуляры о том, что шах «больше не обладает властными полномочиями в Иране».
Подкупленные ЦРУ иранские генералы в этой ситуации не рискнули выступить. Операция «Аякс» оказалась на грани провала — так, во всяком случае, доложил президенту Эйзенхауэру заместитель госсекретаря США.
И все же американцам удалось совершить запланированный переворот. С 16 по 18 августа К. Рузвельт провёл огромную работу по организации переворота в условиях практически его провала. 19 августа 1953 года по указанию Кермита Рузвельта его агенты предприняли ряд активных мероприятий и смогли вывести народ на улицы и площади Тегерана. В акциях протеста приняли участие нескольких десятков тысяч человек. Полиция попыталась было его разогнать, но агенты ЦРУ спровоцировали массовые беспорядки, жертвами которых стали более трехсот человек. Разъяренная толпа горожан прямо с площади отправилась захватывать правительственные учреждения. У здания Радио Тегерана, стоя на танке, к толпе обратился генерал Ф. Захеди. В это время в столицу стягивались войска, подконтрольные генералу.
Генерал Шварцкопф во главе спецотряда арестовал Мосаддыка и членов его правительства. Вскоре в страну вернулся шах, который отменил закон о национализации иностранных нефтяных компаний. Генерал Захеди стал премьер-министром. Дипломатические отношения с Великобританией были восстановлены. Операция «Аякс» была завершена.
Последствия переворота 1953 г
Мохаммад Мосаддык три года находился под арестом, после чего был выпущен на свободу и на правах частного лица жил в своем имении, где и умер в 1967 году. Кермит Рузвельт за свои заслуги в деле «восстановления демократии» был награжден медалью конгресса США и получил прозвище Мистер Иран. А сама операция «Аякс» стала для ЦРУ образцом действий спецслужб по свержению неугодных Белому дому правительств, прообразом, так называемых, «цветных революций».
А что Иран?
Непосредственным следствием государственного переворота стало подавление шахом всего политического инакомыслия. Были запрещены оппозиционные НФ и «Туде», казнены десятки офицеров, политических деятелей, связанных с Мосаддыком, а также многие члены антишахских организаций. Репрессии и аресты проходили по всей стране вплоть до 1958 г.
После переворота 1953 года правительство шаха создало печально знаменитую тайную политическую полицию САВАК, которая стала орудием шахского режима в борьбе со всеми проявлениями оппозиционных настроений.
Кстати, полковник Нематолла Нассири, благодаря близости к шаху, стал генералом, одним из богатейших людей в Иране и сделал впечатляющую карьеру: с 1965 по 1978 г. был главой самой репрессивной организации в Иране - САВАК. В 1979 г. был расстрелян решением Исламского революционного трибунала.
Вопрос вокруг иранской нефти, которая и послужила яблоком раздора, также был решен. В 1954 году правительство Захеди заключило с Международным нефтяным консорциумом договор, предоставляющий ему право добычи и переработки иранской нефти в течение 25 лет с возможностью продления договора. Иран получал 50% от продажи нефти. По этому договору 40% акций консорциума досталось АИНК, которая в том же году сменила название и стала British Petroleum, 40% были поделены поровну между пятью американскими нефтяными компаниями (Chevron, Exxon, Gulf, Mobil и Texaco), 6% получила французская фирма Compagnie Française de Pétroles, 14% — Royal Dutch Shell. Американцы явно делали переворот в Иране не бескорыстно. Оттеснив англичан, пять нефтяных гигантов США получили значительные дивиденды. Но…
Свергнув Мосаддыка, США и Великобритания фактически поставили крест на демократических преобразованиях в Иране и породили условия для исламской революции 1979 г., которая, по мнению некоторых историков, стала запоздалым ответом на переворот 1953 года. Сегодня в Исламской Республике Иран Мосаддык почитается как национальный герой, а день, когда был принят закон о национализации нефти, является праздничным.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Статья написана на основе российских, иранских открытых материалов.