Под ширмой "международного сотрудничества", само собой, и международного же права. Что интересно, обычно это приносит только ущерб России.
Вспомним, хотя бы самую недавнюю историю. В 2010 году тогдашний президент Медведев подписал с Норвегией «Договор между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане». Те, кто учил географию в советское время, должны помнить эту карту:
Если кликнуть мышкой, то можно лучше разглядеть пунктирные линии, идущие от восточной и западной границ СССР к Северному Полюсу. Весь ограниченный ими сектор акватории Северного Ледовитого океана считался территорией СССР. Это был так называемый секторальный принцип деления арктических территорий между прилегающими к ним странами:
А ведь обидно, особенно американцам - эвон сколько России досталось. Как Россия осталась без этих территорий - рассмотрим ниже, а пока о том самом сотрудничестве с Норвегией.
Как говорится, бывших председателей совета директоров ОАО "Газпром" не бывает. И поэтому, думаю я, в немалой степени было принято решение о разграничении территорий Баренцева моря, когда Дмитрий Медведев стал президентом. Вот карта этого разграничения, синий штрих-пунктир - как раз старая граница советского сектора.
Вроде бы поделили по-братски, но вопрос - а нахрен это вообще было нужно? Вот тут-то собака и порылась скорее всего. Для разработки нашего богатого Штокмановского месторождения ни силёнок, ни технологий не хватало, а тут норвежцы и французы посулили своё участие. На потери нашими рыбаками обильных рыбой акваторий наплевали изначально, но и в нефтегазовой составляющей случился облом.
С заключением в 2010 году этого договора о разграничении морских пространств норвежская сторона смогла приступить к геологическим исследованиям. И выяснилось, что запасы углеводородов там таковы, что такую корову лучше доить самим, а Штокман пусть подождёт. В 2012 году сотрудничество по нему застопорилась, норвежцы вышли из него "в связи с возникновением новых проектов".
Бортанули короче, да и политика Норвегии в регионе не стала в отношении России более дружественной. Такое оно, международное сотрудничество, когда дело касается сулящих прибыль территорий.
А теперь о Севморпути, но сначала разберёмся с терминами. Все конечно слыхали о территориальных водах, ширина которых сегодня у практически всех государств равняется 12 морским милям. А откуда эти мили отсчитывать? Берётся так называемая нормальная исходная линия, которая соответствует линии наибольшего отлива вдоль этого берега. Но если берег сильно изрезан, то выбираются на нём определённые точки и соединяются прямыми линиями, от которых и отсчитываются терводы.
Всё, что находится под этими водами и над ними, а также воздушное пространство - принадлежит прибрежному государству. Однако иностранные суда могут проходить этими водами, если соблюдают установленные в соответствии с международным правом правила прибрежного государства (для военных кораблей есть особые правила). В связи с тем, что суда стали довольно быстроходными, затруднительно контролировать их только в терводах, поэтому к терводам прилегает полоса шириной ещё в 12 миль, так называемая прилежащая зона, в которой государство обладает правом осуществлять контроль в целях предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных норм в пределах его территории или территориального моря или применять наказания за такие нарушения.
Ну и 200-мильная исключительная экономическая зона, в пределах которой добывать морские ресурсы и ковыряться на дне в поисках ископаемых без разрешения государства-владельца никому не позволено и оно может призвать к ответу за нарушение вплоть до применения оружия.
Это всё положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Руководство России всё подзуживало желание на равных правах влиться в международное сообщество и в 1997 году она подписала эту конвенцию. И тут же потеряла суверенные права на 1,7 млн кв. км своего арктического сектора.
А значит, заняться сырьевыми ресурсами этих территорий может кто угодно. Хотя тут такая тонкость есть. Космос тоже никому конкретно не принадлежит, теоретически, а на деле хозяйничать там могут только те, кто имеет технические возможности туда попасть. То же и в Арктике, как говорится - съесть-то он съест, но кто ж ему даст? Ледоколы у вас есть? У России порядка 40 единиц, у Канады 6 в весьма почтенном возрасте, у США 3, тоже не юноши, у остальных чисто для исследовательских целей.
Россия открыла СМП для международного судоходства ещё в 1991 году, но без наших ледоколов соваться туда никому не имеет смысла, хотя путь сокращается чуть ли не вдвое
Однако потепление климата вводит свои коррективы, и здесь союзником России остаётся едва ли не одна Грета Тунберг, с этим потеплением борющаяся. Льды отступают и Севморпуть становится всё более привлекательным, равно как и возможность добраться до минеральных ресурсов арктического региона.
Сейчас проход СПМ любого судна должен обеспечиваться нашим ледоколом и лоцманом. А это денежки, не лишние для России. Кстати, и для обустройства инфраструктуры самого СМП. Но если льды отступят ещё больше? И всё активнее становится риторика в пользу его "интернационализации". Северный Ледовитый океан, который несколько сот лет осваивался почти исключительно русскими, вдруг должен стать «общим». Т.е. Россия лишится и этих доходов.
Есть в Конвенции статья 234, которая предоставляет возможность принятия определённых законов в покрытых льдами районах в пределах исключительной экономической зоны России в её пользу. Теперь она многих не устраивает и надо бы было ограничить её действие.
Громко ратуют за это США. Хотя практика показывает, что если они заговорили о "свободе судоходства" в каком-нибудь районе Мирового океана, значит там должен появиться их военный флот.
Кстати, эту Конвенцию подписали даже Монголия и Узбекистан, великие морские державы. Не присоединились только порядка всего десятка государств в мире, и вы конечно догадались, что среди них США. У них-то тоже есть арктические районы побережья и никакого свободного судоходства они там не желают.
Если потепление продолжится, то суда смогут ходить маршрутом в более высоких широтах, огибая воды под российской юрисдикцией. В 2012 году китайский ледокол "Снежный дракон" уже совершил пробное плавание этим маршрутом, собрал большое количество научных сведений.
Китайцы в арктическом вопросе не уступают по напористости американцам. Согласно нормам международного права, утверждали они, Россия не может воспрепятствовать проходу коммерческих судов даже через свои территориальные воды. Особый статус СМП как зоны со специальным режимом прохода судов трактовался китайской стороной лишь как право российской стороны устанавливать режим страхования судов и предлагать платные услуги по обеспечению метеоинформацией, проведению спасательных операций и ледокольному сопровождению.
Учитывая особую значимость этого арктического маршрута, в КНР планировали не только обеспечить проводку своих судов при помощи собственных ледоколов, но и разработать выгодную ценовую политику с тем, чтобы китайские ледоколы обеспечивали проводку по Севморпути судов других стран, прежде всего участниц АСЕАН. Во избежание конфликта с Россией КНР хотела предложить ей идею создания совместной компании по управлению Северным морским путём. В 2014 году это вылилось в китайское предложение создания совместного с Россией Арктического пароходства.
Россия пока сумела отбиться от этих предложений.
Но эта китайская идея не разделялась не только самой Россией, а и представителями Японии и Норвегии, которые считали целесообразным создание Международной администрации СМП. Т.е. опять же вывести СМП из-под юрисдикции России. Хрен редьки не слаще.
Пока что мы стоим на своём. Правительство России разработало новые правила прохода по Севморпути для военных судов иностранных государств. Теперь кораблям ВМС других стран необходимо уведомлять Москву о намерении следовать этим маршрутом за 45 суток. Кроме того, на борту любого военного корабля должен присутствовать российский лоцман. Москва оставляет за собой право отказать в проходе по Северному морскому пути. Кроме того, в случае несанкционированного движения Вооруженные силы России могут применить чрезвычайные меры: арест или даже уничтожение нарушителя.
В отличие от других государств мы не приходим в Арктику только сегодня. Мы здесь всегда были, есть и будем.
----------------------------------------------------------------------------------------------