О ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ЗАВЕЩАНИИ ИОСИФА ВИССАРИОНОВИЧА СТАЛИНА
- Подробности
- Создано 21 Декабрь 2023
21 декабря исполняется 144-я годовщина со дня рождения генералиссимуса Советского Союза товарища Иосифа Виссарионовича Сталина – одного из основателей Союза Советских Социалистических Республик, великого вождя советского народа в его борьбе за построение социализма в СССР, Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР в Великой Отечественной войне, завершившейся Победой советского народа
9 мая 1945 года.
Наряду с этими великими практическими делами вождь советского народа «постоянно работал над теоретическими проблемами строительства коммунизма в нашей стране и над проблемами международного развития в целом, освещая светом науки марксизма-ленинизма пути дальнейшего развития СССР, законы развития социализма и капитализма в современных условиях» (В. М. Молотов).
Среди последних работ Сталина особое место занимает книга «Экономические проблемы социализма в СССР», написанная в 1952 г., за несколько месяцев до его кончины, и нередко рассматриваемая (вместе с работой 1950 г. «Марксизм и вопросы языкознания) как его завещание, которое и освещает наше будущее светом научной теории.
Ключевое значение здесь имеют размышления Сталина о характере экономических законов социализма. Он обосновывает мысль о том, что эти законы, как и все законы общественного развития, имеют объективный характер, т. е. действуют при определенных экономических условиях.
Тогда шла разработка учебника политической экономии социализма, и некоторые участники связанной с этим дискуссии утверждали, что при социализме законы развития экономики устанавливаются по воле самих строителей социалистического общества. Сталин, наоборот, говорит о том, что задача организаторов этого процесса состоит в том, чтобы постигнуть требования объективных законов и направить действия людей в соответствии с ними, – иначе их деятельность не достигнет успеха.
Конечно, Сталин имеет здесь в виду законы развития социалистического общества, но возникает вопрос, значимо ли это теоретическое положение для нас сегодняшних? Да, несомненно, ибо оно имеет общеметодологический смысл. Сегодня перед революционной партией большевиков стоит задача подготовки социалистической революции, и многие, в том числе, коммунисты ратуют за скорейшее ее совершение.
Скажем сразу, что это ошибочная позиция, поскольку на сегодня отсутствуют объективные (материальные) и субъективные (отражение материальных условий в сознании людей) предпосылки для этого. Мы хорошо помним знаменитую ленинскую формулу революционной ситуации: она наступает тогда, когда «низы» не хотят жить по-старому, а «верхи» не могут управлять по-старому.
Ныне «верхи», хорошо или не очень, но справляются с задачами управления, а «низы», старательно убаюкиваемые посулами правительственных пропагандистов, не склонны к каким-либо революционным переменам. В частности, массы трудового народа довольствуются тем, что их доходы прибавляются (пусть хотя бы на грош), и обвальное падение жизненного уровня не происходит. К этому прибавим, что в магазинах имеются в изобилии предметы удовлетворения базовых потребностей, хотя и суррогатные. Следовательно, власти в основном удается решить свои задачи, и «низы» не настроены на сколько-нибудь существенные перемены в обозримом будущем, а это означает, что необходимые признаки революционной ситуации (как объективные, так и субъективные) на сегодня отсутствуют.
В таком случае, какие же задачи стоят перед нами сегодня? Из сталинской трактовки действия законов общественного развития вытекает, что нам предстоит длительный период подготовки экономических предпосылок революции – прежде всего, путем всемерного «подталкивания» процессов развития производительных сил и обобществления средств производства во всех возможных формах – национализации, создания народных предприятий (коммун), развития существующих и организации новых кооперативов и т. п. Так мы будем способствовать созданию объективных предпосылок революционных изменений.
Что же касается формирования субъективного фактора революционной ситуации, то это – развертывание пропаганды коммунистических идей и противопоставление их идеологии и психологии стяжательства, индивидуализма, спекуляции и т. д., а также пропаганда исторического опыта революционных преобразований, социалистического и коммунистического строительства в СССР.
Так обстоит дело с созданием объективных и субъективных предпосылок революционного преобразования общества в свете сталинской трактовки характера экономических законов.
Далее. Сталин пишет о чрезвычайной важности такого социального феномена, как основной экономический закон. Он рассматривает его применительно к социалистическому обществу, но формулировка им этого закона представляется в такой же мере актуальной и для понимания современных задач борьбы революционной партии большевиков за движение общества к социалистической перспективе.
Формула Сталина гласит: «...Обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества – это цель социалистического производства; непрерывный рост и совершенствование социалистического производства на базе высшей техники – это средство для достижения цели. Таков основной экономический закон социализма».
Здесь Сталин накрепко связывает два понятия: производство, разви-вающееся на основе высшей техники, и потребности общества, удовлетворение которых является целью производства. Нам сегодняшним, очень важно понять, что потребности формируются и динамизируются именно производством, и чем выше его технический уровень, тем больше в структуре потребностей происходит смещение от базовых материальных в сторону культурных, духовных потребностей. Чтобы успешным стал переход общества на социалистический путь развития, нам уже сегодня надо стремиться к совершенствованию производственно-трудового процесса на базе науки и техники, – так мы будем готовить человека к этому переходу, чтобы в будущем идти путем творчества общественной жизни на социалистических началах.
С действием основного экономического закона социализма Сталин связывает и функции закона планомерного развития общества. Развивая свою мысль, он говорит о том, что планомерность развития в масштабах всего общества становится возможной на основе общественной собствен-ности на средства производства. Однако коммунисты и другие сторонники общественного прогресса призваны и в условиях капитализма бороться за повышение уровня обобществления производства, в частности, путем национализации предприятий и настойчивого внедрения плановых начал в производственные процессы. Тем самым мы будем содействовать предстоящему становлению общества на путь социализма.
Далее, Сталин очень подробно излагает свое понимание роли товарно-денежных отношений при социализме. Его позиция такова: эти отношения нельзя просто взять и отбросить, они будут только со временем, постепенно ограничиваться по мере перехода общества от социализма к коммунизму. Не вдаваясь в тонкости его аргументации, отметим лишь, что их существование или отсутствие определяются уровнем обобществления собственности на средства производства: у нас даже в те поздние сталинские годы существовала, как известно, наряду с государственной, колхозно-кооперативная, а также артельная, формы собственности.
Отношения колхозов и артелей, как между собой, так и с государством, были товарно-денежными. Однако последние существенно ограничивались в своем действии в сравнении с такими же отношениями при капиталистическом строе, где они выступают одним из основных регуляторов как производства, так и потребления. Основной закон капитализма – это достижение максимальной прибыли, присваиваемой собственниками средств производства. Бизнес, говорится в одном из словарей делового человека это своекорыстное, неблаговидное дело, нацеленное на достижение наивысшей прибыли любой ценой. Поэтому цена товара на рынке определяется, главным образом, спросом и предложением, а не издержками его производства, транспортировки, хранения и т. д.
К примеру, у нас в стране постоянным следствием рыночных отношений являются инфляция и стремительный рост цен. Несмотря на требования различных политических сил ограничить этот рост, государственная власть только имитирует его ограничение, а цены постоянно и неудержимо растут. Ограничить их рост указом президента, как это делается в Белоруссии (где доля общественной собственности на средства производства значительно выше, чем у нас), проблематично, – для этого требуется политическая воля, но она не присуща нынешним «верхам». Поэтому торговля у нас представляет собой не что иное, как сферу безудержной спекуляции. Между тем, в сталинском СССР в послевоенные годы происходило регулярное снижение цен на товары широкого потребления постановлениями правительства, что в ощутимой степени способствовало росту народного благосостояния. Первое снижение было объявлено в 1947 г., и к 1954 г., когда произошло последнее снижение, цены стали в среднем в два раза ниже, чем семь лет назад.
Что отсюда следует? А то, что партия коммунистов уже сегодня должна приложить максимум усилий к внедрению в сферу торговли государственного регулирования цен. Надо заставить власть поступиться интересами торговцев-спекулянтов и ввести действенный контроль над ценами.
Но дело, конечно, не только в ценообразовании. Сталин пишет: «...Капиталистическое производство начинается там, где средства произ-водства сосредоточены в частных руках, а рабочие, лишенные средств производства, вынуждены продавать свою рабочую силу как товар». Следовательно, обобществление средств производства (если оно становится возможным в условиях капитализма), – это и способ ограничения товарно-денежных отношений как раз с той стороны, о которой говорит Сталин: оно ограничивает возможности «эксплуатации наемных рабочих капиталистами». Значит, подчеркнем еще раз, коммунистам, наряду с разоблачением эксплуататорской сущности капитализма, надо бороться за национализацию как способ ограничения возможностей для эксплуатации наемного труда, – это достойное приложение наших усилий.
Разумеется, при этом надо помнить, что национализация в современных условиях – это не «прививка» социалистических принципов к капиталистическим отношениям, – нет, это только создание предпосылок для будущих революционных перемен и последующего движения экономики к нормам социалистического общества. Это борьба за то, чтобы продвигаться в «преддверие социализма». Так глубинное проникновение сталинской мысли в общественный механизм производства и потребления при социализме позволяет лучше понять наши задачи борьбы за создание предпосылок социализма в капиталистическом обществе, – в этом и состоит актуальность сталинского теоретического завещания для нашей сегодняшней борьбы за социализм.
Еще одна тема, рассматриваемая Сталиным в его книге, – это роль труда в развитии человека как личности, т. е. в духовном его развитии. В основе сталинского понимания этого вопроса лежит мысль о том, что переход от социализма к коммунизму предполагает превращение труда в первую жизненную потребность человека. В условиях социализма труд человека становится, по своему социальному характеру, деятельностью, направленной на благо всего общества, а по своему содержанию – творческим процессом. Обе эти стороны труда имеют, в качестве предпосылок, развитие производства, совершенствование его технологии, а также – состояние научно-технической базы производства.
По словам Сталина, эти предпосылки социалистического развития трудового процесса создаются всей предшествующей историей общества. Выше уже говорилось, что общественный характер труда изменяется еще при капитализме путем обобществления и национализации средств производства. Что же касается превращения труда в творческий процесс, то оно существенно определяется системой образования, а также состоянием науки и техники в условиях капитализма. Именно эти процессы составляют основу становления духовно-творческих потребностей личности.
Надо ли доказывать актуальность этой задачи для нас сегодняшних? Мы хорошо помним, как на протяжении последних тридцати лет извращалась нацеленность образовательного процесса. В самом начале реформ в системе образования тогдашний министр науки и образования (а ныне советник президента по этим вопросам) А. Фурсенко, в простоте своей, прямо заявил, что при советской власти образование ставило свой задачей подготовку человека-творца, а готовить надо квалифицированного потребителя. Вот так и распорядились этой важнейшей сферой жизни общества: ныне школа и вуз выпускают человека, по существу не способного ни к продуктивному труду, ни к личностному развитию.
Задача коммунистов-большевиков – содействовать восстановлению принципов советской системы образования, которую даже на Западе понимающие люди считали лучшей в мире. А ведь помимо всего прочего надо помнить, что воспитание людей, способных к творческому труду, это и подготовка кадров для будущих революционных изменений. Ленин в свое время подчеркивал, что «безграмотный человек стоит вне политики», и только в том случае, когда вера в революцию, будучи продуктом духовного развития личности, становится всеобщей, – эта вера делает революционные перемены не только необходимыми, но и возможными.
Такой же актуальной задачей коммунистической партии большевиков является борьба за возврат науке того авторитетного положения, которое она занимала в советское время. Слово от лица науки было решающим, в том числе – в перспективном планировании и в понимании будущего страны. Развитие науки было в то же время двигателем технического прогресса, а вместе с этим – необычайного роста творческой составляющей как умственного, так и физического труда. Интересный факт для иллюстрации: если к концу советской эпохи за год регистрировалось более 83 000 изобретений, сделанных членами Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов (в которое входило свыше 10% всех работников промышленности), то ныне эта цифра «стремится к нулю».
Так обстоит дело с подготовкой важнейших социальных предпосылок революции в условиях современного общества. Вместе с тем, в своем завещании Сталин обращает внимание также и на постоянное совершенствование идейных оснований коммунистического движения. В завершение своей работы «Марксизм и вопросы языкознания» он говорит о настоятельной необходимости обобщения и творческой переработки опыта социалистического строительства: «Марксизм как наука не может стоять на одном месте, – он развивается и совершенствуется. В своем развитии марксизм не может не обогащаться новым опытом, новыми знаниями, – следовательно, отдельные его формулы и выводы не могут не изменяться с течением времени, не могут не заменяться новыми формулами и выводами, соответствующими новым историческим задачам. Марксизм не признает неизменных выводов и формул, обязательных для всех эпох и периодов. Марксизм является врагом всякого догматизма». Это предостережение вождя особенно ценно для нас в методологическом отношении.
Ни для кого не секрет, что мы утратили социалистические завоевания наших отцов и дедов. И произошло это, в значительной мере, вследствие догматизации нашей идеологии. Но недостаточно просто сожалеть об этом, – очень важно теоретически осваивать накопленный опыт и делать его инструментом борьбы за социализм. Осмысление того, к чему мы стремимся в будущем, содействует также и лучшему пониманию наших сегодняшних задач по созиданию объективных условий и субъективных предпосылок для предстоящих революционных перемен и движения общества от капиталистического строя к социалистическому.
Из сталинского теоретического завещания следует, что совершить революцию заново путем «кавалерийского наскока» не получится. Тем более, что революционный потенциал трудовых масс в последние десятилетия скорее падает, нежели повышается. Революцию надо активно готовить, создавая ее предпосылки. Об этом в свое время говорил и Ленин. Так, в работе «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» он писал: «Пока вы не в силах разогнать буржуазного парламента и каких угодно ре¬акционных учреждений иного типа, вы обязаны работать внутри них».
Вот и внимательное прочтение теоретических работ Сталина, и анализ его концепции законов общественного развития рождают подобные же выводы, но более общего характера: надо сообразовать подготовку революции с процессом созревания объективных условий и субъективных предпосылок ее, т. е. уже сейчас настойчиво работать над созиданием тех и других. Только тогда – со временем, по мере созревания всего комплекса условий и предпосылок революции – вера в нее станет всеобщей, а это, по словам Ленина, уже не что иное, как «начало революции».
Итак, в свете теоретического завещания Сталина актуальная задача революционной партии большевиков – не только и не просто ожидание революции, но и ее приближение, т. е. настойчивая и целеустремленная работа над созданием ее предпосылок – объективных и субъективных.
В. А. Туев,
доктор философских наук, профессор, Ленинград