Покушение на Ленина в 1918 году в Москве: кем готовилось, кто стрелял в Ленина и как казнили террориста
- Подробности
- Создано 30 Август 2024
Покушение на Ленина в 1918 году в Москве: кем готовилось, кто стрелял в Ленина и как казнили террориста
30 августа 1918 года на заводе Михельсона в Москве молодая эсерка Фанни Каплан предприняла покушение на вождя Октябрьской революции Владимира Ленина. После того, как Ленин завершил свою речь перед народом и собирался уехать на автомобиле, раздались три выстрела. Шофер заметил женскую руку, державшую браунинг, но не смог разглядеть лицо стрелка. В толпе была задержана одна женщина, чье поведение казалось странным. Когда ее схватили, кто-то крикнул, что именно она была тем, кто произвел выстрелы.
Из воспоминаний помощника военного комиссара 5-й Московской советской пехотной дивизии Степана Батулина, задержавшего Фанни Каплан – Я услышал три резких сухих звука, которые я принял не за револьверные выстрелы, а за обыкновенные моторные звуки. Вслед за этими звуками я увидел позади автомобиля товарища Ленина, неподвижно лежащего лицом к земле. Я не растерялся и закричал: “Держите ее!” И с этими криками я выбежал на Серпуховку.
Кто такая Фанни Каплан
Фанни Каплан, настоящее имя которой было Фейга Ройтблат, появилась на свет 10 февраля 1890 года в Волынской губернии на Украине. Ее родители были глубоко верующими людьми. Отец Хаим трудился учителем в еврейской начальной школе, а мать заботилась о домашнем хозяйстве. В многодетной семье Капланов, кроме Фейги, воспитывались еще трое дочерей и четверо сыновей. Семья жила скромно, но с любовью и уважением друг к другу.
В возрасте 14 лет Ройтблат начала работать в мастерской по пошиву белья. В этот период она серьезно увлеклась идеями анархизма, завязала знакомства с единомышленниками и вместе с ними отправилась в Одессу. Там Фейга приняла псевдоним Фанни Каплан, а затем, используя партийное имя Дора, присоединилась к «Южной группе анархистов-коммунистов».
В это время девушка встретила свою первую любовь – 17-летнего сапожника по имени Виктор Гарский, настоящее имя которого было Яков Шридман. Он обладал отважным характером: успешно совершал разбои, и все добытое делил среди соратников. Вместе с ним в 1906 году Каплан начала готовиться к своему первому покушению.
Его целью был Киевский, Подольский и Волынский генерал-губернатор Владимир Сухомлинов. Для достижения своей цели анархисты решили воспользоваться взрывным устройством, которое должны были изготовить Гарский и Каплан. Заселившись под вымышленным именем в гостиницу «Купеческая» в Киеве, заговорщики принялись за выполнение задания.
Однако все пошло не по плану: 22 декабря 1906 года около 19:00 взрыв прогремел в номере гостиницы, где находились Каплан и Гарский. Виктор чудом избежал серьезных повреждений и сразу же скрылся, в то время как Фанни была оглушена и ослеплена. Раненая осколками в голову, руку, голень и ягодицу, Фанни, контуженная в результате взрыва, все же смогла добраться до угла Волошской улицы, где ее и задержали.
При обыске у Каплан стражи порядка обнаружили пистолет Browning №1. 5 января 1907 года военно-окружной суд Киева вынес приговор анархистке, признав ее виновной. Учитывая ее несовершеннолетний возраст, смертную казнь заменили на пожизненное заключение.
Каплан была отправлена на каторгу в кандалах из-за записи в ее личном деле о склонности к побегам. Сначала ее перевели в Забайкалье, а затем на Мальцевскую женскую каторгу, которая была частью Нерчинской каторги – главного места отбывания наказания в Восточной Сибири.
В конце концов, Фанни Каплан оказалась в одном из самых жестоких и ужасных мест лишения свободы в то время – в Акатуйской каторжной тюрьме, расположенной в селе Акатуй Нерчинского края (ныне Забайкальский край). Там заключенные вынуждены были трудиться на свинцово-серебряных рудниках, и для Фанни, чье здоровье уже было подорвано, эти бесчеловечные условия стали причиной быстрого ухудшения зрения и слуха.
В январе 1909 года Каплан осознала, что полностью потеряла зрение, и в отчаянии даже попыталась совершить самоубийство. Надежду ей вернул врач, который случайно побывал в тюрьме и заметил, что зрачки осужденной реагируют на свет, что позволило ему предположить, что слепота Каплан имеет неврологическую природу.
Арестантки убедили военного губернатора, генерал-майора Андрея Кияшко, помочь Каплан: он приказал перевести ее в Читинскую тюрьму, где заключенную подвергли экспериментальному лечению электротоком. К 1912 году зрение у заключенной частично восстановилось, а через год ей было сокращено пожизненное заключение до 20 лет, из которых она в конечном итоге отбыла половину.
В 1917 году Каплан была одной из тех, кто попал под амнистию, объявленную главой Временного правительства Александром Керенским. Однако по возвращении домой ее ждало разочарование: семья Ройтблатов эмигрировала в США еще в 1911 году. После освобождения, Каплан провела некоторое время на лечении в Евпатории.
По одной из версий, между Фанни Каплан и военным врачом Дмитрием Ульяновым, младшим братом Владимира Ленина, возник роман. Позднее, Ульянов помог Каплан попасть в харьковскую больницу, где ее успешно прооперировал известный глазной хирург Леонард Гиршман. В результате операции зрение Фанни значительно улучшилось.
Однако российские следователи, изучавшие ее историю, пришли к выводу, что она не могла встречаться в Евпатории с Ульяновым.
Вскоре после этого Каплан переехала в Москву и временно поселилась у своей подруги, дочери купца Анны Пигит, на Большой Садовой улице. Их дом оказался знаковым местом – это здание, где находилась «нехорошая квартира» из известного романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Операция «Ликвидация Ленина»
Из каторги Каплан вернулась убежденной эсеркой, чему способствовало знакомство с другой заключенной – социал-революционеркой Марией Спиридоновой. Последняя отбывала наказание за расправу над Гавриилом Луженовским, который управлял жестоким подавлением крестьянских восстаний в Тамбовской губернии.
В Москве Каплан случайно встретила Гарского, который в то время тоже отбыл наказание. Их роман возобновился, однако не на долго: вскоре Виктор признался Фанни, что его чувства остыли. После этого Каплан приняла решение покинуть Москву и переехать сначала в Севастополь, а затем в Симферополь.
Однако в 1918 году, из-за Гражданской войны, ей пришлось вернуться в Москву, где она познакомилась с эсером-боевиком Николаем Алясовым. В мае 1918 года он привел Каплан на заседание VIII Совета партии социалистов-революционеров.
Фанни, как и ее сторонники, считала, что большевики под руководством Ленина пришли к власти незаконно, и выступала за созыв Всероссийского учредительного собрания. Этот представительный орган был избран в ноябре 1917 года с целью определения государственного устройства страны, однако был принудительно распущен Всероссийским центральным исполнительным комитетом (ВЦИК) рабочих, крестьянских и солдатских депутатов в январе 1918 года.
Для противодействия политическим «интервентам», эсеры приняли решение о «ликвидации большевистской партийной диктатуры».
В итоге эсеры решили условно поделить Москву на четыре зоны, в каждой из которых должен был находиться вооруженный боевик. Для проведения операции была выбрана пятница, 30 августа, — день, когда партийные лидеры обычно встречались с народом. Среди участников была и Каплан, которая уже создала боевую группу из трех человек.
Многих эсеров пригласили принять участие в операции: им нужно было быть на митингах и связываться с ближайшим дежурным боевиком сразу же после появления Ленина на мероприятии.
Отравленные пули для Ленина
Главой Центрального боевого отряда эсеров, который занимался подготовкой к теракту, был Григорий Семенов. Летом 1918 года именно он организовал расправу над Владимиром Володарским, комиссаром по делам печати, пропаганды и агитации.
Надежды Семенова оправдались: после посещения митинга на бывшей Хлебной бирже, Ленин отправился на завод Михельсона, который сейчас носит его имя. Там проходило собрание на тему «Диктатура буржуазии и диктатура пролетариата». Когда Владимир Ильич прибыл на место, дежурный эсер Новиков сразу же дал знать об этом Каплан.
Однако существует мнение о том, что расстрел Ильича был совершен Каплан как индивидуальное преступление. Изначально она планировала отравить вождя, но затем решила стрелять в него.
Фанни получила одобрение главы военной комиссии для вооруженного сопротивления большевикам Дмитрия Донского. В день выступления Ленина на заводе Михельсона, около восьми вечера, она появилась с портфелем и зонтом в руках.
Она обратилась к Степану Гилю, шоферу Владимира Ильича, который находился за рулём, и спросила, находится ли Ленин на месте. Шофер ответил неопределённо, и Каплан отошла от машины. Однако, увидев Ленина приближающегося к автомобилю, эсерка мгновенно извлекла пистолет Browning №1.
В то время заговорщик Новиков, следовавший за Владимиром Ильичом, умышленно споткнулся и упал у входа в гранитный цех, задержав рабочих на пути. Этот момент был использован террористкой, которая открыла огонь по Ленину.
Из официального бюллетеня №1 от 30 августа 1918 года – Одна пуля, войдя над левой лопаткой, проникла в грудную полость, повредила верхнюю долю легкого, вызвав кровоизлияние в плевру, и застряла в правой стороне шеи выше правой ключицы; другая пуля проникла в левое плечо, раздробила кость и застряла под кожей левой плечевой области, имеются налицо явления внутреннего кровоизлияния.Лидия Коноплева, активистка-боевик, утверждала, что у каждого из ликвидаторов были специально подготовленные пули – первые три из каждого магазина были надпилены крестом и пропитаны ядом кураре. Существовало предположение, что эффект от яда не подействовал из-за высокой температуры, возникающей при трении пули о воздух.
Однако в ходе судебного процесса над эсерами в 1922 году профессор Щербаков опроверг эту версию, заявив, что токсин сохраняет свою активность даже при температуре выше 100 градусов Цельсия.
После двух выстрелов в Ленина, его шофер Гиль выскочил из машины и направил свой наган на террористку. Однако Каплан успела выстрелить в третий раз, пуля попала в кастеляншу Попову, которая находилась неподалеку от Владимира Ильича. Воспользовавшись общей суматохой, эсерка бросилась бежать.
Каплан не удалось далеко уйти: по некоторым данным, дети помогли задержать террористку, крича «она стреляла в Ленина!» и преследуя ее, показали направление, в котором она скрылась. Эсерку нашли на трамвайной остановке на Большой Серпуховской улице.
В то время сам Ленин был убежден, что в него выстрелил мужчина. Он обратился к прибежавшим рабочим с вопросом: “Поймали его?” Раненого доставили не в больницу, а в Кремль, вероятно, с целью обеспечения его безопасности.
Лучшие хирурги провели осмотр Ленина и приняли решение временно не удалять пули, поскольку они не представляли угрозу для его жизни. Одну из пуль извлекли в 1922 году, а другую — после его смерти. Многие медики утверждали, что ранения, хоть и не смертельные, серьезно повлияли на здоровье вождя, именно поэтому он умер в возрасте 53 лет.
После задержания террористки Каплан ее доставили в здание военного комиссариата Замоскворецкого района. Там ее заставили раздеться и дважды провели тщательный обыск. В процессе повторного досмотра обнаружили конверты со штемпелем того же Замоскворецкого комиссариата, спрятанные в ее ботинках.
В комиссариате вспыхнул скандал, когда работников обвинили в сотрудничестве с эсеркой. Ситуацию прояснила сама Каплан, утверждая, что конверты, найденные в ботинках, использовались ею в качестве стелек. Позже террористку доставили в штаб-квартиру ВЧК на Лубянке для допроса по делам контрреволюции и саботажа.
Каплан допрашивал нарком юстиции Дмитрий Курский, и она быстро признала свою вину.
Из показаний Фанни Каплан – Решение стрелять в Ленина у меня созрело давно. Стреляла в Ленина я потому, что считала его предателем революции и дальнейшее его существование подрывало веру в социализм. Стреляла я по убеждениюНесмотря на чистосердечное признание Каплан, до сих пор существует версия, что в Ленина не стреляла она. Предполагается, что зрение Фанни было недостаточно хорошим для выполнения такой задачи.
После покушения начали распространяться слухи о том, что пули, попавшие в Ленина, не связаны с пистолетом Browning №1, изъятым у Каплан. Однако материалы уголовного дела содержат информацию о том, что пули были выстрелены именно из этого пистолета.
Противники теории о том, что именно эсерка стреляла во Владимира Ильича, обратили внимание на еще одну странность. В протоколе осмотра ее семизарядного Browning №1 упоминалось, что после трех выстрелов в нем осталось не четыре, а пять патронов. Однако разгадка была проста: эсеры всегда досылали восьмой патрон в патронник. В целом, множество конспирологических теорий вокруг покушения на Ленина связано с почти мгновенным наказанием террористки.
Спешку в казни Каплан связывали с тем, что Ленина якобы хотел устранить председатель ВЦИК Яков Свердлов, чтобы занять место Владимира Ильича. После покушения Свердлов стал исполняющим обязанности Председателя Совета народных комиссаров РСФСР вместо Ленина.
Однако после выздоровления Владимир Ильич снова занял свое место. Еще одним возможным заказчиком покушения называли председателя ВЧК при Совнаркоме РСФСР – Феликса Дзержинского.
К слову, после ареста осенью 1918 года Семенов быстро начал сотрудничать с органами, вступив в штат разведуправления Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). Он также написал книгу, раскрывающую деятельность эсеров, и выступал свидетелем на суде против своих бывших товарищей в 1922 году. Однако он не избежал репрессий времен «ежовских чисток»: в 1937 году его осудили и расстреляли.
Как казнили Каплан за покушение на жизнь Ленина
Каплан была приговорена к высшей мере наказания лично Яковом Свердловым, без проведения суда. Исполнение приговора не затянулось – всего через четыре дня после покушения она была доставлен в Кремль и заключена в подвал под охраной латышских стрелков. В назначенный час Каплан привели во двор авто-боевого отряда имени ВЦИК.
Исполнителем был назначен комендант Кремля Павел Мальков, который приказал вывести из боксов несколько грузовиков и легковой автомобиль. Под звук работающих моторов он отдал команду: “К машине!” Каплан послушно двинулась к транспортному средству.
Посадив приговоренную в салон легкового автомобиля, Мальков через несколько мгновений выстрелил ей в затылок.
Тело Каплана не было передано земле — его завернули в брезент, затолкали в бочку из-под смолы, облили бензином и сожгли. На казни среди прочих присутствовал и поэт Демьян Бедный, проживавший в Кремле. Услышав звуки моторов, он подошел, чтобы увидеть, что происходит.
После казни, поэт помогал сжигать тело. Почувствовав запах горящей плоти, он упал в обморок. Несмотря на опубликованное в газете «Известия» сообщение о казни Каплан, в народе начали распространяться слухи о том, что она осталась жива, якобы ее помиловал сам Ленин. По теории конспирологов, чтобы не показывать лояльность вождя к террористам, Свердлов сымитировал ликвидацию и кремацию Каплан, вместо чего в бочке сожгли тело животного. Каплан якобы вывезли из Кремля в мешке и отправили отбывать пожизненное заключение в одну из сибирских тюрем.
Позднее появились свидетели, утверждавшие, что видели Каплана то ли на Соловках, то ли в Свердловском централе, то ли в Верхнеуральской тюрьме. Ходили слухи, что во время отбывания наказания, осужденная родила дочь и умерла в 30-х (или, по другим данным, в 50-х) годах XX века.
В 1992 году Генпрокуратура России приняла решение пересмотреть уголовное дело о покушении на Ленина в связи с новыми обстоятельствами, которые были обнаружены.
Однако уже в 1996 году следователи пришли к выводу, что результаты первоначального расследования покушения были достоверными, а Фанни Каплан была признана лицом, не подлежащим реабилитации.
Сейчас тело Владимира Ильича Ленина, российского революционера, теоретика марксизма, создателя Российской социал-демократической рабочей партии большевиков – находится в Мавзолее Ленина на Красной площади в Москве.https://dzen.ru/a/ZtA47mAA8l1UfDiR