ЧТО ПРОИЗОШЛО 3–4 ОКТЯБРЯ 1993 ГОДА В МОСКВЕ
- Подробности
- Создано 03 Октябрь 2024
ЧТО ПРОИЗОШЛО 3–4 ОКТЯБРЯ 1993 ГОДА
В МОСКВЕ
Более тридцати лет тому назад противостояние Верховного Совета РСФСР и президента Бориса Ельцина закончилось государственным переворотом – расстрелом из танковых орудий высшего органа законодательной власти в возникшей к тому времени вследствие разрушения СССР Российской Федерации. Тогда, в начале октября 1993 года на улицах Москвы погибли десятки людей. Сколько погибло в самом здании Верховного Совета – точно не известно по сей день.
Ныне российские власти утверждают, что и в самом противостоянии, и в кровопролитном столкновении повинны обе стороны конфликта. С этим категорически нельзя согласиться. Виновником трагедии является тогдашний президент России Борис Ельцин.
Начался этот процесс 12 июня 1990 г., когда Верховным Советом РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Это был первый шаг по пути беззакония, ибо никакого общесоюзного закона, по которому республика могла бы стать суверенной, не существовало. Одновременно это был решающий шаг по пути развала СССР. Но Ельцин стремился на вершину власти, и дело было сделано.
Между тем, Верховный Совет СССР в январе 1991 г. принял решение о проведении общесоюзного референдума по вопросу о сохранении Союза. Референдум был проведен 17 марта 1991 года. 76,4% проголосовавших ответили «да» на поставленный вопрос.
Правда, голосование проходило только в девяти из пятнадцати республик Советского Союза. Латвия, Литва, Эстония, Молдавия, Армения и Грузия официально отказались проводить референдум, хотя часть населения этих республик все же смогла проголосовать на избирательных участках, организованных отдельными Советами народных депутатов и общественными организациями. Состоялся референдум и в некоторых автономных республиках, входивших в состав «отказников». В частности, за сохранение СССР проголосовало подавляющее большинство жителей Приднестровья и Гагаузии (входили в состав Молдавии), а также Абхазии и Южной Осетии (входили в состав Грузинской ССР).
Однако воля большинства, отдавшего голоса за сохранение Союза, была в дальнейшем предана, и крупнейшая геополитическая катастрофа ХХ века стала фактом мировой истории.
Как мы уже видели, в РСФСР решение о суверенитете было принято задолго до референдума, а 12 июня 1991 г. прошли выборы президента России, коим стал Борис Ельцин. Отсюда хорошо видно, что Ельцин действовал как политический авантюрист и был готов на любое преступление ради обретения верховной власти в стране, в частности, путем «суверенизации» России.
Кроме личных амбиций, на поступках Ельцина – этого холопа международного капитала – сказывалась воля его американских хозяев, которые видели в нем гаранта ускоренного проведения прозападных либеральных реформ во всех сферах общественной жизни России. Об этом знал, например, американский историк-советолог С. Коэн, который писал уже после событий октября 1993 года: «Осенью 1993 года наши руководители знали заранее о том, что будет в Москве. Ельцин вел экстремистскую политику, и Америка поддерживала его и даже, возможно, подталкивала к этому. Я считаю, что правительство США несёт ответственность за экстремизм Ельцина»…
Отслеживая предпосылки октябрьских событий 1993 года, отметим 20 марта этого года, когда Ельцин в телевизионном обращении к россиянам заявил о неконституционном характере действий Верховного Совета и Съезда народных депутатов и квалифицировал их как попытку политического реванша партийной номенклатуры. Он взял на себя ответственность за развитие политической ситуации и объявил референдум о доверии президенту. На следующий же день, 21 марта Верховный Совет обратился в Конституционный суд, назвав обращение Ельцина «покушением на конституционные основы российской государственности». 23 марта Конституционный суд признал действия Ельцина, связанные с обращением по телевидению, неконституционными и усмотрел наличие оснований для отрешения его от должности. «Правда» назвала тогда президента авторитарным, импульсивным и амбициозным лидером, не имеющим реальной народной поддержки. Предложенные им поправки в Конституцию, расширяющие президентские полномочия, газета расценила как угрозу установления диктатуры в стране.
В активную фазу конфликт вступил 21 сентября. В этот день Ельцин выступил с телевизионным обращением к гражданам России, в котором он обвинил Верховный Совет и Съезд народных депутатов РСФСР в саботировании реформ и объявил на этом основании о роспуске парламента и отмене действующей Конституции РСФСР. В печати был опубликован соответствующий Указ президента.
Однако, по действовавшей тогда Конституции РСФСР 1978 года, полномочий распускать Верховный Совет и Съезд у президента не было. Его действия были расценены как неконституционные, Верховный Совет принял решение о прекращении президентских полномочий Ельцина. Председатель Верховного Совета Руслан Хасбулатов тогда же выступил по телевидению и квалифицировал действия Ельцина как государственный переворот.
В эти же часы состоялось экстренное заседание Конституционного суда под председательством Валерия Зорькина. Суд вынес заключение, что данный указ нарушает Конституцию и является основанием для отрешения президента Ельцина от должности. После того, как заключение Конституционного суда было доставлено в Верховный Совет, он, продолжая свое заседание, принял постановление о возложении исполнения полномочий президента на вице-президента Александра Руцкого.
Вслед за этим созванный Верховным Советом Х (чрезвычайный) Съезд народных депутатов тоже отказался подчиниться указу президента, назвав его действия государственным переворотом, депутаты съезда проголосовали за прекращение полномочий Ельцина и назначение временно исполняющим президентские полномочия вице-президента Руцкого. Так страна вступила в острый политический кризис в форме противостояния президента и Верховного Совета, т. е. исполнительной и законодательной власти в стране.
В последующие недели конфликт стремительно обострялся. По распоряжению Ельцина, здание Верховного Совета было оцеплено милицией и военнослужащими. В свою очередь, в самом здании для его охраны были сформированы из добровольцев дополнительные охранные подразделения, членам которых, по специальному разрешению, было выдано огнестрельное оружие, принадлежавшее департаменту охраны Верховного Совета.
К Дому Советов («Белому дому», как его стали тогда называть на американский манер) стали собираться сторонники парламента в лице патриотических и коммунистических организаций, которые начали возводить вокруг здания баррикады. В ответ Ельцин 24 сентября приказал верным ему силам изолировать Дом Советов. 27 сентября здание было окружено сплошным кольцом оцепления из сотрудников милиции и военнослужащих внутренних войск, вокруг него было установлено заграждение из колючей проволоки, были отключены электричество, канализация и телефонная связь. Члены Верховного Совета и народные депутаты фактически оказались заблокированными в Доме Советов. Пропуск людей, транспортных средств (включая машины «скорой помощи»), продовольствия и медикаментов внутрь зоны оцепления был фактически прекращен.
29 сентября президент Ельцин и председатель правительства Черномырдин потребовали от Хасбулатова и Руцкого до 4 октября вывести из Белого дома людей и сдать оружие.
1 октября в Свято-Даниловом монастыре при посредничестве Патриарха Алексия II начались переговоры между представителями правительства России, мэрии Москвы и Верховного Совета. В Доме Советов было включено электричество, начала поступать вода. Ночью в мэрии был подписан протокол о поэтапном «снятии остроты противостояния», ставший результатом переговоров.
При этом на улицах города не прекращались митинги и иные уличные акции с требованиями отставки Ельцина. Все подобные мероприятия жестко подавлялись силами ОМОН и внутренних войск МВД. Но эти действия только усиливали накал протестов. Апогей противостояния был достигнут 3 октября, когда после многократных столкновений с милиционерами демонстранты прорвали оцепление вокруг Дома Советов, а милиция получила разрешение применить огнестрельное оружие и открыла огонь против демонстрантов. Несколько человек были ранены.
Вдохновленные прорывом оцепления защитники Верховного Совета во главе с коммунистом, генералом Альбертом Макашовым, требовавшие выхода в телеэфир, сделали попытку захватить телецентр «Останкино». Бойцы спецназа, находящиеся в здании телецентра, открыли огонь по демонстрантам. Были убиты 46 человек, жертвами стали как демонстранты, так и случайные люди. Команде Макашова пришлось отступить обратно к зданию Верховного Совета.
В ночь с 3 на 4 октября Ельцин подписал указ о введении в Москве чрезвычайного положения. По его приказанию в центр Москвы двинулись войска, которые обстреляли Дом Советов из танковых орудий. В здании возник пожар, из-за чего его фасад наполовину почернел. Кадры обстрела облетели тогда весь мир. После этого состоялся штурм здания, который закончился тем, что к вечеру 4 октября руководители Верховного Совета приняли решение о прекращении сопротивления. Все его участники были арестованы. Ельцин торжествовал победу.
Александр Руцкой, принявший 22 сентября обязанности президента России, стал 3–4 октября одним из руководителей защиты Дома Советов. В недавнем интервью он говорил о тех днях: «Погибло от 1200 до 1300 человек. Точных данных нет. По ночам трупы на баржах вывозили в крематории от здания Верховного Совета по Москве-реке. Крематории работали неделю без остановок». Между тем, со стороны ельцинских приверженцев не было ни одного человека, ставшего жертвой тех событий.
Такова была трагическая «цена» этого государственного переворота, совершенного силой огнестрельного оружия с применением артиллерийских орудий. ...Жертвы могли бы быть и более тяжелыми, но бойня 4 октября была прекращена бойцами спецподразделений министерства безопасности России «Альфа» и «Вымпел», – они остановили карателей и вывели всех находившихся в здании Верховного Совета людей за пределы зоны боевых действий.
По оценкам историков, подобного вооруженного разгона парламента в мировой истории не было в течение последних четырехсот лет.
Результатом государственного переворота явился разгром последнего оплота советской власти в России – Съезда народных депутатов РСФСР и его постоянно действующего полномочного органа – Верховного Совета РСФСР. В декабре того же года «всенародным» голосованием была принята продиктованная американскими советниками Ельцина Конституция Российской Федерации.
Так преступными политическими действиями ельцинской власти была открыта «зеленая улица» для проведения в экономической системе страны радикальных «рыночных» реформ, направленных на внедрение капиталистической системы хозяйствования, ставшей к настоящему времени всеобъемлющей системой «олигархического», коррумпированного капитализма.
В. А. Туев,
доктор философских наук, профессор.
Ленинград