И. В. СТАЛИН: ОТ ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ К ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ
- Подробности
- Создано 02 Ноябрь 2024
Летела в рассвет планета,
И может, у тех начал
Державную ширь пятилеток
Сталин уже различал.
С. Щипачев
Великая Октябрьская социалистическая революция, свершившаяся в 1917 году, изменила облик всей последующей истории не только России, но и мировой истории в целом: с нею действительно «летела в рассвет планета». Она стала триумфом ленинской политической стратегии и тактики.
И. В. Сталин, восхищаясь прозорливостью В. И. Ленина, явленной им в подготовке и проведении октябрьского революционного переворота, говорил: «Ленин был рожден для революции. Он был поистине гением революционных взрывов и величайшим мастером революционного руководства. Никогда он не чувствовал себя так свободно и радостно, как в эпоху революционных потрясений».
То, что Ленин был, как иногда выражаются, «архитектором» Октября, – неоспоримая истина. Но это вовсе не значит, что в руководстве подготовкой и проведением октябрьского восстания Ленин был один. Задача была поистине грандиозной, и в ее решении Ленин, конечно же, опирался на руководящее ядро большевистской партии и прежде всего – на своих ближайших соратников. Среди них особое место занимает Сталин – и по своей подготовленности к революционной работе, и по активности, проявленной им в руководстве революционными событиями.
К 1917 г. 37-летний Иосиф Сталин был сложившимся в теоретическом и практически-политическом плане партийным руководителем. В революционных бурях он проявил себя как талантливый организатор политической и военно-революционной работы. Он по праву считается одним из вождей Октября, в числе которых, помимо Ленина, обычно называют такие имена, как Троцкий, Зиновьев, Каменев, Бухарин. Однако Сталин не может быть просто поставлен в этот ряд, ибо уже в ходе революционных событий он наиболее радикально заявляет о своем особом понимании исторического места и перспектив русской революции. Об этом свидетельствуют многие факты его биографии, особенно послеоктябрьской.
Уже 12 марта, т. е. вскоре после февральской революции, приехав в Петроград, Сталин становится главной политической фигурой среди большевиков. Вместе с Каменевым он возглавляет Русское бюро ЦК, руководит редакцией «Правды», председательствует на Всероссийской партийной конференции. Фактически став во главе петроградских большевиков, он предложил для начала установить связи с первичными организациями партии, разбросанными по всей России и на то время совершенно оторванными от центра, а затем создать революционно-демократический орган власти, который ориентировался бы на объединение с меньшевиками и компромисс с Временным правительством.
Но 3 апреля в Петроград прибыл Ленин и провозгласил курс на социалистическую революцию. В знаменитых «Апрельских тезисах» он выдвигает программу, допускающую захват власти путем вооруженного восстания и гражданской войны. Через несколько дней Всероссийская партийная конференция приняла тезисы Ленина как руководство к действию, и Сталин поддержал эту политическую ориентацию. Он, как и Ленин, не мог не чувствовать революционный потенциал русского крестьянства, его антибуржуазность и исходил из того, что крестьяне поддержат пролетарских революционеров, а это является залогом их победы. С этого момента он вошел в число ближайших соратников вождя революции. После апрельской конференции он вместе с Лениным, Зиновьевым и Каменевым вошел в состав оперативного органа – Бюро ЦК РСДРП(б).
В июле в связи с попыткой Временного правительства арестовать лидеров большевистской партии, Сталин лично возглавил операцию по спасению Ленина от ареста, перевозил его с одной конспиративной квартиры на другую, пока не было принято решение переправить вождя в Финляндию. После отъезда Ленина он во второй раз за несколько месяцев оказывается фактически во главе партии, поскольку все остальные лидеры большевиков были в тюрьме или в подполье. В конце июля, на проходившем в Петрограде VI съезде РСДРП(б) он выступает с двумя основными докладами – о политической деятельности ЦК и о текущем моменте. Съезд ориентирует партию на взятие власти путем вооруженного восстания.
Сталин делает на съезде заявление, которое прозвучало тогда пророчеством, идейным прорывом в будущее: «Не исключена возможность, что именно Россия явится страной, пролагающей путь к социализму. <…> Надо откинуть отжившее представление о том, что только Европа может указать нам путь». Он заявил это в ответ на предложение Е. А. Преображенского подчеркнуть в резолюции съезда, что Россия пойдет по пути социализма только вслед за странами Запада. Съезд поддержал Сталина, хотя не только Преображенский, но и другие партийные теоретики настаивали на том, что наша страна не имеет социалистической перспективы вне мировой пролетарской революции.
В августе к большевикам примкнул вместе с группой своих единомышленников («межрайонцев») возвратившийся из эмиграции Троцкий; за короткое время он выдвинулся на видное место среди партийных вождей, что по существу означало принятие руководством партии его ориентации на «перманентную революцию».
Как и Сталин, Троцкий – за вооруженное восстание. Редкий, если не единственный, случай их согласия, причем – по ключевому вопросу текущего момента. Однако это было не более чем тактическое совпадение, а стратегически они расходились и тогда. В противоположность Троцкому, видевшему в победе восстания пролог мировой гражданской войны, Сталин рассматривал восстание как начало движения России по пути построения социализма, указываемому ее историческим опытом.
10 октября, после возвращения Ленина, на заседании ЦК РСДРП(б) было решено начать подготовку вооруженного восстания и учредить Политбюро ЦК, в состав которого вошли Ленин, Зиновьев, Каменев, Троцкий, Сталин, Сокольников и Бубнов (в таком порядке их фамилии записаны в протоколе). Непосредственно подготовка и проведение вооруженного восстания осуществлялись Военно-революционным комитетом при Петроградском Совете во главе с Троцким, и Военно-революционным центром при ЦК партии, созданным 16 октября в составе Свердлова, Сталина, Бубнова, Урицкого и Дзержинского. Позднее Троцкий, старательно черня своего политического противника, все-таки напишет в книге о нем, что революция явилась важнейшим этапом в формировании политического мышления Сталина и в становлении его как партийного вождя общероссийского масштаба: «Он стал признанным членом штаба партии, которую массы несли к власти. Он перестал быть Кобой, став окончательно Сталиным».
25 октября, на съезде Советов в Смольном Ленин заявил о социалистической революции как свершившемся факте и выразил надежду на скорую победу мирового пролетариата. Утром, по словам Троцкого, они обменялись с ним улыбками. По-видимому, это было знаком взаимного расположения. И не случайно с этого дня Троцкий становится «вторым человеком» в новом государстве. В гражданской войне, длившейся до конца 1920 года, он исполняет роль руководителя Реввоенсовета и наркома по военным и морским делам, непосредственно контролировавшего ход событий на фронтах. Он рассматривает эту войну, как начало планетарного военного столкновения – мировой гражданской войны, в которой решится вопрос о господстве над миром. Россия должна сыграть в этом роль «вязанки хвороста», способной поджечь мировой пожар.
Принципиально иной была стратегическая ориентация Сталина. Он видел в завоевании советской власти решающую предпосылку движения страны по пути социализма, что и было позднее выражено им в качестве формулы будущего»: «Построение социализма в СССР как отдельно взятой стране». Это было гениальным прозрением Сталина, понимавшего Октябрьскую революцию, прежде всего, как феномен Российской цивилизации. По его мысли, в России – стране преимущественно крестьянской – сложились исторические предпосылки «общинного» социализма. Именно они обусловливали, во-первых, создание в результате революционных событий 1917 года Советов как формы государственного народовластия и, во-вторых, организацию советской властью, на базе общественной собственности на основные средства производства, трудовых коллективов как формы социальной организации труда.
Если первая задача решалась сразу же после революции, то вторая – в промышленном производстве – частью в то же время, на основе национализации предприятий, а в сельском хозяйстве – в конце 20-х–начале 30-х годов – путем коллективизации крестьянской собственности и создания в деревне коллективных хозяйств. Эта, вторая, задача была решена под руководством Сталина и возглавляемой им партии большевиков.
Решение обеих задач было предпосылкой движения по пути промышленного развития страны – ее индустриализации. Нужен был технико-технологический и духовный прорыв страны в будущее, о чем Сталин сказал в 1931-м году такими словами: «Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Для этого надо, говорил вождь, «развить настоящие большевистские темпы в деле строительства <…> социалистического хозяйства. Других путей у нас нет».
И мы это сделали, двигаясь путями сталинских пятилеток 30-х годов. За 10 лет в стране было построено более 9 000 промышленных предприятий. В машиностроении и металлообработке объем валовой продукции за 1928–1940 гг. увеличился в 19 раз. Производство металлообрабатывающих станков за этот период увеличилось в 29 раз, автомобилей – в 182 раза, тракторов – в 32 раза, тракторных сеялок – в 36 раз, турбин – в 28 раз. Общий прирост экономического потенциала страны в 1928–1940 гг. составил 14,6% в год, – это был наивысший и до сих пор никем не превзойденный темп экономического развития. Это были «настоящие большевистские темпы» социалистического строительства.
За эти годы был совершен прыжок на сто лет вперед: по общему объему промышленного и сельскохозяйственного производства СССР занял второе место в мире после США. Он стал одной из немногих стран, производящих все необходимое для своего развития. Страна вышла на первое место в мире по механизации сельского хозяйства и на первое место в Европе по размерам промышленного производства. По уровню производительности труда в промышленности СССР вышел на первое место в Европе и второе в мире.
Но строительство социализма изменило не только страну, – за это время в ней изменились люди. Труд на общее благо, труд ради великой цели породил невиданные в истории духовные мотивы трудовой деятельности. Сталин выразил это своей знаменитой фразой: «Труд в СССР есть дело чести, дело славы, дело доблести и геройства». Появился феномен трудового энтузиазма, возникло стахановское движение, знаковым для той эпохи стало массовое трудовое соревнование. Фактом стал также и феномен советского человека с его моральными принципами, с его высокими помыслами, – новая страна воспитала новых людей.
Изумительна прозорливость Сталина: ровно через десять лет после его заявления нас попытались смять. Ударным кулаком стал германский фашизм, подмявший под себя большинство стран Европы. Без создания мощной оборонной промышленности Советский Союз был обречен на уничтожение. Но наши враги просчитались: за годы сталинских пятилеток была создана индустриальная база советской оборонной промышленности. В 1939 г. расходы по оборонным отраслям стали примерно равны суммарным расходам на промышленность, не связанную с оборонным комплексом, а также на сельское хозяйство, транспорт, связь, торговлю и здравоохранение.
Индустриализация позволила значительно увеличить объемы производства военной техники и существенно улучшить ее технические характеристики. Одной из важнейших задач было создание производства современного оружия. В ходе ее решения была создана оборонная промышленность мирового уровня. На 22 июня 1941 года на вооружении Красной Армии состояли лучшие в мире самолеты ИЛ-2, лучшие в мире танки Т-34, единственный в мире реактивный миномет «катюша» и другие артиллерийские системы.
Вместе с этим появились квалифицированные кадры конструкторов и других специалистов-оружейников. Наконец, – и это было бесспорно самым важным, – появились миллионы людей, готовых отдать жизни за свою социалистическую Родину. В итоге была одержана величайшая в мировой истории победа, – это была Великая Победа над фашизмом – лютым врагом всего человечества.
С тех пор прошли многие десятилетия, но эти героические страницы советской истории озаряют не только великую сталинскую эпоху, они – вопреки антисоветской пропаганде – властно вторгаются и в наш нынешний день. Скоро наступит 7 ноября, и мы отметим 107-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. Но не только. В этот же день, 7 ноября, 80-лет назад свершилось событие, ставшее рубежным этапом на пути к нашей Великой Победе: 7 ноября 1944 года была восстановлена государственная граница СССР на всем ее протяжении. С праздниками вас, дорогие товарищи!
В. А. Туев,
доктор философских наук, профессор.
Ленинград