Решающая роль нашей страны в победе над Японией была и остаётся неоспоримой
- Подробности
- Создано 23 Август 2025
Разгром Квантунской армии привёл к окончанию Второй мировой войны.
2025-й – год не только 80-летия Великой Победы над фашистской Германией, но и 80-летия победы над милитаристской Японией, окончания Второй мировой войны. Эта дата у нас отмечается 3 сентября в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 2023 года. Но на Западе всячески пытаются преуменьшить стратегическую значимость этого события, принизить и исказить роль СССР. Чем это вызвано и как на самом деле развивались события? На эти и другие вопросы в интервью «Красной звезде» ответил известный российский востоковед доктор исторических наук Анатолий КОШКИН, новая книга которого «Капитуляция Японии: атомная бомба или советский блицкриг?» недавно вышла в издательстве «Вече».
– Анатолий Аркадьевич, давайте прежде напомним нашим, особенно молодым, читателям, какая сложилась тогда обстановка на восточных границах СССР.
– К лету 1945 года у границ Советского Союза была сосредоточена крупная группировка японских войск, основу которой составляла Квантунская армия. Её главные силы располагались в центральных районах Маньчжурии (Северо-Восточный Китай), третья часть – в приграничной зоне Китая, Внутренней Монголии, а также в Корее. Она насчитывала свыше миллиона человек, более 1,2 тысячи танков, 6,6 тысячи орудий, около 1,9 тысячи самолётов, свыше 30 боевых кораблей и катеров (в составе Сунгарийской речной военной флотилии).
На территории Маньчжурии и Внутренней Монголии у границ с Советским Союзом и МНР было возведено 17 укреплённых районов общей протяжённостью свыше 800 километров, в которых находилось около 4,5 тысячи долговременных огневых сооружений. Наличие на дальневосточных границах страны мощной сухопутной группировки вооружённых сил Японии вынуждало Ставку Верховного Главнокомандования с 1941 года использовать здесь значительные силы и средства, но для разгрома Квантунской группировки их было недостаточно.
Поэтому советское командование с весны 1945 года перебросило с запада на Дальний Восток часть высвободившихся после капитуляции Германии войск и техники. В результате группировка советских войск стала насчитывать более 1,7 миллиона человек, около 30 тысяч орудий и миномётов, 5,25 тысячи танков и самоходных артиллерийских установок (САУ), 5,2 тысячи самолётов (с учётом авиации Тихоокеанского флота и Амурской военной флотилии), 93 боевых корабля. Она была разделена на три фронта: Забайкальский, 1-й и 2-й Дальневосточные. Общее руководство войсками осуществляло Главное командование советских войск на Дальнем Востоке, которое возглавлял Маршал Советского Союза Александр Василевский.
– Какие задачи ставило перед собой руководство нашей страны, принимая решение о вступлении в войну против Японии?
– 26 июля 1945 года от имени трёх держав – США, Великобритании и Китая – был опубликован документ, получивший название Потсдамская декларация. Декларация требовала капитуляции Японии безоговорочно на условиях, предложенных союзными державами, и капитуляции японской армии.
Через два дня, 28 июля, на пресс-конференции премьер-министр Японии Кантаро Судзуки заявил по поводу Потсдамской декларации: «Мы игнорируем её. Мы будем неотступно идти вперёд и вести войну до конца». Занятая японским правительством позиция затягивала окончание Второй мировой войны, вела к новым жертвам. Поэтому в строгом соответствии с определёнными в Ялтинском соглашении сроками Советский Союз 8 августа 1945 года объявил Японии войну. Верное союзническому долгу советское правительство приняло предложение союзников и присоединилось к заявлению союзных держав.
Следует особо отметить, что, принимая такое решение, наше руководство не только неукоснительно выполняло союзнический долг, но и решало весьма важные геополитические задачи. Сталин не хотел быть отстранённым от послевоенного политического процесса в Восточной Азии, и в первую очередь в Китае. Ведь американцы были намерены после войны занять господствующее положение в этом обширном регионе мира, вытеснив оттуда все другие государства, в том числе Великобританию, Францию и, уж конечно, СССР. Так, во время Каирской конференции 23 ноября 1943 года Рузвельт в беседе с глазу на глаз с Чан Кайши предложил ему заключить после войны американо-китайский военный союз, предусматривавший размещение по всей территории Китая, в том числе у советских границ, военных баз США.
Чан Кайши с энтузиазмом приветствовал это предложение. Порт-Артур и ряд других стратегически важных районов отдавались под прямое американское управление. Корейский полуостров предусматривалось оккупировать и удерживать совместно американскими войсками и войсками Чан Кайши. Индия также должна была стать зоной преобладающего влияния США.
Именно Красная Армия окончательно лишила японское командование всех надежд, а не ядерная бомбардировка, как пытались и пытаются доказать до сих пор Соединённые Штаты
Односторонний ввод американских войск на территорию Китая был чреват поражением коммунистических сил этой страны и установлением непосредственно у границ СССР недружественного проамериканского режима. Хотя Сталин избегал открытой демонстрации поддержки Компартии Китая в борьбе за власть в стране, в действительности ставка делалась в первую очередь на Мао Цзэдуна. Поэтому наше вступление в войну на Дальнем Востоке не только преследовало задачу скорейшего разгрома японских вооружённых сил, но и было направлено на создание благоприятных для СССР военно-стратегических позиций в Восточно-Азиатском регионе.
– Почему японские власти нас пытались обвинить в нарушении акта о нейтралитете 1941 года»? И почему в конечном итоге предпочли, образно говоря, американцев?
– Что касается обвинений Японией Советского Союза, то в статье 2 пакта предусматривалось: «В случае если одна из договаривающихся сторон окажется объектом военных действий со стороны одной или нескольких третьих держав, другая договаривающаяся сторона будет соблюдать нейтралитет в продолжение всего конфликта». Неоспоримым фактом истории является то, что в ходе Второй мировой войны Япония оказалась объектом военных действий не в результате нападения на неё третьих стран, а вследствие агрессивных действий Токио.
Ещё до разгрома советскими войсками Квантунской армии утром 9 августа 1945 года министр иностранных дел Сигэнори Того убеждал премьер-министра Судзуки, что вступление СССР в войну не оставляет Японии другого выхода, кроме принятия условий Потсдамской декларации. Влиятельный министр – хранитель императорской печати Коити Кидо – доложил императору Хирохито о необходимости немедленно прекратить войну. При этом выражалось опасение, что иначе поражение может подтолкнуть народные массы к революции. Стремясь избежать этого, ближайшее окружение императора посчитало необходимым капитулировать как можно скорее перед американцами и англичанами, дабы не допустить высадки на японские острова советских войск.
Но в оппозиции сторонникам незамедлительного окончания войны находилось командование императорской армии, которое, страшась ответственности за совершённые преступления, не соглашалось с условиями Потсдамской декларации, прежде всего с требованием о наказании японских военных преступников. Генералитет намеревался вести войну в прямом смысле слова до последнего японца. В народ был вброшен призыв – «Сто миллионов погибнут славной смертью!». На последовавшем заседании кабинета министров 9 августа военный министр Корэтика Анами и начальник генерального штаба армии Ёсидзиро Умэдзу пытались убедить правительство в том, что Япония якобы ещё в состоянии дать «решающее сражение». «Условия безоговорочной капитуляции невыносимы… – заявлял Анами. – Нельзя допустить разоружения японской армии. Фактически у нас нет другого выхода, кроме как продолжать войну…»
Создатель отрядов смертников-камикадзе, заместитель начальника главного морского штаба вице-адмирал Такидзиро Ониси также категорически выступил против капитуляции, заявив: «Пожертвовав жизнями 20 миллионов японцев в специальных атаках, мы добьёмся безусловной победы». Жертвы народа не смущали японских руководителей. Однако, понимая, что каждый день, прошедший после вступления в войну Советского Союза, усиливает его право голоса в вопросах, касающихся будущего Японии, сторонники немедленной капитуляции решили прибегнуть к авторитету и мнению императора.
– Что это означало?
– Решающим явилось мнение императора и верховного главнокомандующего армией и флотом генералиссимуса Хирохито, который сказал: «Хотя невыносимо тяжело вынуть оружие из рук военных, являющихся нашей опорой, и передать наших подданных в качестве лиц, ответственных за войну, мы, вынеся невыносимое, решили так во имя спасения народа от катастрофы…» Признавалось, что вступление в войну Советского Союза поставило Японию на грань поражения. Именно Красная Армия окончательно лишила японское командование всех надежд, а не ядерная бомбардировка, как пытались и пытаются доказать до сих пор Соединённые Штаты.
Да и в рескрипте от 17 августа 1945 года «К солдатам и матросам» император Хирохито даже не упомянул американские атомные бомбы, уничтожившие Хиросиму и Нагасаки, а прямо назвал вступление в войну СССР в качестве основной причины капитуляции. Было со всей определённостью заявлено: «Теперь, когда в войну против нас вступил и Советский Союз, продолжать сопротивление… означает поставить под угрозу саму основу существования нашей империи». Эти и другие факты свидетельствуют, что без вступления в войну СССР американцы не смогли бы быстро покорить Японию, даже «забросав её атомными бомбами», как убеждала японское население в листовках и по радио американская военная пропаганда. По расчётам американских штабов, для обеспечения высадки десантов на японские острова требовалось по меньшей мере девять атомных бомб. Но после ударов по Хиросиме и Нагасаки у США их больше не было, а производство новых требовало длительного времени.
– Ныне на Западе стараются забыть о признании американскими политиками, и особенно военными, важной роли СССР в разгроме милитаристской Японии…
– Увы, это так. Понятно, с какой целью это делается. Но факты – упрямая вещь. Командующий англо-американскими войсками на Тихом океане и Дальнем Востоке генерал Дуглас Макартур считал, что войска США «не должны высаживаться на острова Японии, пока русская армия не начнёт военные действия в Маньчжурии». Даже занимавший откровенно антисоветские позиции президент США Гарри Трумэн признавал: «Мы очень желали, чтобы русские вступили в войну против Японии». В мемуарах он отмечал, что «вступление России в войну становилось всё более необходимым для спасения сотен тысяч американцев». Что касается Китая, то после разгрома Японии он видел его во главе с Чан Кайши – проамериканским и антисоветским, участником направленного против китайских коммунистов и СССР военного союза с США.
– Какие выводы из всего этого мы можем сделать?
– Фактом истории является то, что именно Красная Армия внесла решающий вклад в разгром японских сухопутных сил на континенте, это побудило японское правительство капитулировать. Молниеносный удар наших войск лишил японское руководство шансов на переброску в метрополию войск из Китая, сорвал развязывание бактериологической и химической войны, что спасло миллионы человеческих жизней, в том числе японцев.
СССР никогда не преследовал планов колонизации Японии. Он действовал строго в рамках международного правового поля. Высадка советских десантов и пленение японских войск на южных Курильских островах полностью закончились в начале сентября 1945 года. Но официальное прекращение состояния войны между СССР и Японией произошло в декабре 1956 года при ратификации и вступлении в силу Советско-японской совместной декларации.
В результате войны СССР, выполнив условия соглашений Ялтинской конференции 1945 года, официально вернул в свой состав территории, аннексированные Японией у Российской империи по окончании Русско-японской войны 1904–1905 годов: по итогам Портсмутского мира – Южный Сахалин, а также ранее уступленную Японии в 1875 году группу Курильских островов.
Разгром Японии обеспечил безопасность СССР на Дальнем Востоке, ускорил окончание Второй мировой войны, создал благоприятные условия для победного завершения национально-освободительной войны в Китае и борьбы за освобождение от колониализма других народов Азиатско-Тихоокеанского региона.