Памяти Василия Афанасьевича Туева
- Подробности
- Создано 06 Январь 2025
Памяти Василия Афанасьевича Туева
ЦК ВКПБ и редакция газеты «Серп и Молот БОЛЬШЕВИКА» с прискорьбием сообщают, что 23 декабря 2024 года в г. С.-Петербурге ушёл из жизни наш верный товарищ Туев Василий Афанасьевич – коммунист-большевик-сталинист.
Товарищ Туев Василий Афанасьевич родился 27 января 1941 года в Советском Союзе, в деревне Бобыльщина, Советского района, Кировской области, доктор философских наук, профессор Байкальского государственного университета г. Иркутска, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.
Сфера научных интересов – философская антропология, теория локальных цивилизаций, отечественная история.
В ходе научных исследований выдвинул и обосновал нетрадиционный подход к пониманию сталинизма как идеологии и политики самобытного развития российской цивилизации, вершиной которого явилась сталинская эпоха российской истории; в его авторской интерпретации культ личности И. В. Сталина есть духовный феномен советской цивилизации, способствовавший её становлению и интенсивному развитию.
Основал и возглавил Иркутское городское (в дальнейшем областное, межрегиональное) историко-культурное общество «Наш Сталин»(2000 г.); под его руководством в Иркутске создан музей, в экспозиции которого представлены материалы о жизни и деятельности И. В. Сталина, артефакты сталинской эпохи.
Опубликовал более 250 научных и публицистических работ по философской антропологии и философии российской истории, в том числе – монографию «Сталин против врагов народа».
В качестве автора и редактора участвовал в создании учебника философии для высших учебных заведений.
ВКПБ и редакция газеты «Серп и Молот БОЛЬШЕВИКА» выражают глубокое соболезнование всем родным и близким и сотоварищам Василия Афанасьевича Туева, а так же читателям газеты «Серп и Молот БОЛЬШЕВИКА» в связи с его кончиной.
По просьбе Нины Александровны Андреевой – генерального секретаря ЦК ВКПБ, Василий Афанасьевич принял активное участие в выпуске газеты «Серп и Молот БОЛЬШЕВИКА» и начал публиковать свои статьи в поддержку деятельности И. В. Сталина и В. И. Ленина.
Мы знаем его как активного и пламенного пропагандиста сталинизма, борьбы за честь и достоинство генералиссимуса Советского Союза товарища Иосифа Виссарионовича Сталина, борца за социализм, за справедливость в победе человечества над силами зла – капитализмом. Подвижническая патриотическая жизнь и деятельность товарища Василия Афанасьевича Туева навсегда останется в нашей благородной памяти.
Его будет очень не хватать нам, его сторонникам – сталинистам – большевикам!
Генеральный секретарь ЦК ВКПБ Н. А. Дегтяренко
г. Пятигорск
6 января 2025 г.
Во главе созидания Советской державы
- Подробности
- Создано 02 Январь 2025
Во главе созидания Советской державы
Большевизм как течение общественной мысли в России зародился в начале ХХ века и оформился как социально-политическое движение и политическая партия в 1903 году. С самого начала его существование неразрывно связано с именем В.И. Ленина, и после его смерти в 1924 году созданные им теория, идеология и политическая практика закономерно получили название ленинизма.
И.В. Сталин в 1924 году читает в Коммунистическом университете лекции об основах ленинизма, а в 1926-м вышла его книга «Вопросы ленинизма». Многократно дополненная, она переиздавалась до конца его жизни.
Вспомним, что Иосиф Виссарионович всегда называл себя учеником Ленина, что, безусловно, соответствует действительности. Между тем и сам он, причём с годами всё больше, вносит огромный вклад в дальнейшее развитие марксистско-ленинского учения. Вот почему после его смерти в 1953 году появилось название сталинизм. В этом понятии объединены как идейно-теоретическое наследие Сталина, так и колоссальный опыт его политической и государственной деятельности.
Ещё в 1913 году была издана первая крупная теоретическая работа Сталина «Марксизм и национальный вопрос». Там впервые в марксистской литературе среди четырёх основных признаков нации называется «общность психического склада, проявляющаяся в общности культуры». Это было новым словом в марксизме: при рассмотрении социальной динамики выдвигаются как главные и факторы психического свойства, такие как национальный характер и национальная духовная культура.
В дальнейшем этот акцент в понимании Сталиным социальных процессов усиливается. В июле — августе 1917 года, на VI съезде РСДРП(б), говоря в своём докладе о грядущей социалистической революции, Сталин заявляет: «Не исключена возможность, что именно Россия явится страной, пролагающей путь к социализму». Его заявление основывалось на следующих ключевых постулатах: «База нашей революции шире, чем в Западной Европе»; «У нас же рабочих поддерживают беднейшие слои крестьянства»; «Надо откинуть отжившее представление о том, что только Европа может указать нам путь. Существует марксизм догматический и марксизм творческий. Я стою на почве последнего».
Как известно, через три месяца, 7 ноября по новому стилю, в России началась революция, открывшая нашей стране путь к социализму: была установлена власть Советов.
После смерти Ленина в большевистской партии открылась полемика по вопросу о путях дальнейшего движения страны. Довольно скоро сформировались два основных подхода. Главным теоретиком первого из них стал Л.Д. Троцкий. Он и его сподвижники видели в планируемой индустриализации предпосылку к созданию плацдарма для мировой пролетарской революции. В свою очередь Н.И. Бухарин и его сторонники, напротив, отстаивали продолжение введённой после Гражданской войны новой экономической политики (нэп), но, как ни парадоксально, из соображений, сходных с троцкистскими. Они связывали исторические перспективы России с ликвидацией её отсталости, с «подтягиванием» её до уровня капиталистически развитых стран путём развития рыночной экономики. Как Троцкий, так и Бухарин в равной мере не верили в способность народов России пойти иным, некапиталистическим путём развития и построить свой, «русский» социализм.
Но если Троцкий до конца дней противостоял Сталину «слева», стремясь втянуть Россию в горнило всемирной пролетарской революции, то Бухарин, казалось бы, непостижимым образом превратился из «левого коммуниста» в «правого», в либерального по сути социал-демократа. Сталин эти, на первый взгляд, «странные» манёвры выразил в парадоксальной формуле: «Пойдёшь налево — придёшь направо, пойдёшь направо — придёшь налево». Это сходство ориентаций и сделало возможным в дальнейшем объединение «левой» и «правой» оппозиции сталинскому курсу.
Почвой, на которой «левые» и «правые» оппозиционеры сомкнулись в борьбе против Сталина и его политики, явилась ортодоксальная марксистская концепция единого пути исторического развития всех народов. Оба они — Троцкий и Бухарин — не принимали идею самостоятельного движения России к социализму, исходя из формационной схемы: весь мир идёт по «столбовой дороге мировой цивилизации», то есть вслед за «цивилизованным», капиталистическим Западом к мировой пролетарской революции. Троцкий в послесловии к своей брошюре «Программа мира», написанном в 1922 году, когда и Гражданская война уже победоносно завершалась, говорил о «невозможности изолированного социалистического строительства в национально-государственных рамках» и подчёркивал, что «подлинный подъём социалистического хозяйства в России станет возможным только после победы пролетариата в важнейших странах Европы».
Напротив, Сталин отчётливо видел возможности самостоятельного, независимого от Запада, движения России по пути социалистического строительства — движения, опирающегося на коллективистское, «соборное» сознание народа, выработанное исторически и прочно вошедшее в наш социокультурный опыт. Непременным условием такого движения он считал сохранение государственной независимости России.
Конечно, было бы наивно думать, что Сталин с юных лет мыслил теми же категориями, как и в пору своей идейно-политической зрелости. Поэтому трудно сказать, насколько чётко уже в годы революционной борьбы он мог бы сформулировать мысль о том, что Россия является особой цивилизацией и что это обстоятельство определяет всю её историческую судьбу. Но, по-видимому, интуитивно он почувствовал это уже тогда, именно эта идея стала главной «теоремой» всей его идеологии. Напомним сталинское заявление на VI съезде партии о том, что именно Россия явится страной, прокладывающей путь к социализму. В этой, на первый взгляд, очень простой формуле уже тогда была выражена и «стратегема» будущей сталинской политики.
После революции, в противовес троцкистской стратегии распространения революции на европейские страны вооружённым путём, Сталин выдвигает теоретическое обоснование возможности построения социализма в одной стране — Советской России. В докладе 27 октября 1920 года он подчёркивает, что некоторые товарищи допускали успех нашей революции «лишь в том случае, если непосредственно за революцией в России начнётся революционный взрыв на Западе, более глубокий и серьёзный, который поддержит и толкнёт вперёд революцию в России, причём предполагалось, что такой взрыв обязательно начнётся».
И далее: «Оказалось, что социалистическая революция может не только начаться в капиталистически отсталой стране, но и увенчаться успехом, идти вперёд, служа примером для стран капиталистически развитых». Он последовательно и настойчиво доказывает, что «победа социализма в одной стране, если даже эта страна является менее развитой капиталистически, при сохранении капитализма в других странах, если даже эти страны являются более развитыми капиталистически, — вполне возможна и вероятна».
Такая логика делает его принципиальным противником следования в фарватере европейской истории, в том числе и по пути европейской пролетарской революции. России нужен был собственный, самобытный путь развития. Троцкий и троцкисты этого не понимали, и Сталин констатирует: «Троцкий не чувствует внутренней мощи нашей революции». Напротив, наделённый глубокой интуицией, Сталин не только ощущает мощь новой России, но и видит предпосылки грядущего кризиса западной цивилизации: «…Троцкий не улавливает той внутренней немощи, которая разъедает ныне империализм».
Действительно, в 1922 году Троцкий пишет о «колоссальной мощи пролетариата, которая в других, более передовых, более цивилизованных странах способна будет совершать поистине чудеса». Поскольку же в «более цивилизованных» странах революция не произошла, Троцкий, по словам Сталина, видит только две возможности для России: «либо сгнить на корню, либо переродиться в буржуазное государство». Позицию Троцкого он оценивает в следующих рассуждениях:
«Неверие в силы и способности нашей революции, неверие в силы и способности российского пролетариата — такова подпочва теории «перманентной революции».
До сего времени отмечали обычно одну сторону теории «перманентной революции» — неверие в революционные возможности крестьянского движения. Теперь, для справедливости, эту сторону необходимо дополнить другой стороной — неверием в силы и способности пролетариата России.
Чем отличается теория Троцкого от обычной теории меньшевизма о том, что победа социализма в одной стране, да ещё в отсталой, невозможна без предварительной победы пролетарской революции «в основных странах Западной Европы»?
По сути дела — ничем.
Сомнения невозможны. Теория «перманентной революции» Троцкого есть разновидность меньшевизма».
В «Тезисах 1926—1927 гг.» Троцкий, как бы подтверждая эту сталинскую оценку, совершенно недвусмысленно характеризует теорию построения социализма в одной стране как «первый открытый разрыв с марксистской традицией». Что ж, остаётся лишь заметить: решительный разрыв с догматизированным марксизмом и позиционирование марксизма творческого оказались в высшей степени плодотворными. Это был разрыв большевизма с западничеством. Это было осознание того, что многие не понимают и сегодня: нам нельзя перекраивать страну по западным лекалам; с Западом можно соревноваться (прежде всего в развитии техники), но не догонять его, а идти своим путём, соответствующим историческим условиям и менталитету народа. Это было становление идеологии и политики сталинизма, который основывался на русских культурных традициях и соответствовал национальному характеру, а потому и имел колоссальный успех.
История ХХ века — доказательство правоты и прозорливости Сталина: за прошедшие сто лет социализм марксистского типа не утвердился ни в одной западной стране. Не утвердился потому, что их индивидуалистическая культура не приемлет коллективистский общественный строй. Если он там и возможен в исторической перспективе, то только как результат длительной трансформации индивидуалистической культуры в направлении превращения её в культуру коллективистского типа. Это могло бы произойти значительно быстрее под влиянием культурного прогресса России и стран Востока на путях социализма. Однако крушение социалистического строя в нашей стране ныне отодвигает подобную перспективу для Запада.
А тогда, в далёких 1920-х, Сталин на основе оригинального теоретического синтеза, впитавшего в себя революционный марксизм и универсалии русской культуры, вырабатывает принципиально новый стратегический замысел, который и был выражен формулой построения социализма в СССР как отдельно взятой стране. За этой формулой стояло богатейшее идейное содержание, за ней скрывалась особая политическая логика. Она и стала стратегемой сталинской политики социалистического строительства.
Это был идейно-политический прорыв в «абсолютное будущее»: впервые в мировой истории была выдвинута грандиозная стратегическая задача построения социализма. По своему историческому значению этот прорыв можно приравнять к постановке Лениным в политическую повестку дня курса на социалистическую революцию, провозглашённого в знаменитых его «Апрельских тезисах». Результатом ленинского идейного прорыва стала победа Октября. Выдвижение же Сталиным задачи построения социализма в СССР как отдельно взятой стране явилось в свою очередь идейной предпосылкой создания в России великой народной социалистической державы. Претворение в жизнь этого, освящённого вековыми чаяниями народных масс, социального проекта увенчалось появлением первого на Земле «царства справедливости».
Сталинская стратегема соединила в себе два основных подхода к пониманию будущего страны. Первый из них предполагает движение её по пути технико-экономического, социального и культурного прогресса, второй — облечение этого движения в социальные формы, традиционные для отечественной культуры. Гениальность Сталина обнаружилась в том, что он понял и необходимость технического прогресса, и великую роль традиций и культурной преемственности в движении страны по пути социализма. Он нашёл «ключевое звено», ухватившись за которое, можно вырвать страну из тисков вековой отсталости в технико-экономическом отношении. Он нашёл способ достижения высот в этой сфере не на путях следования за Европой, а на особом, специфически российском пути.
В результате острой идейно-политической борьбы Сталина против адептов «революционного западничества» к концу 1920-х годов в партии прочно утвердился курс на строительство социализма. Сталин как теоретик и политический стратег, умевший по достоинству оценить прошлое и предвидеть грядущее, выработал и провёл в жизнь крупномасштабный социальный проект, которому подчинилась история. Подчинилась потому, что политическая стратегия Сталина была близка широким народным массам, настроенным на социализм такого типа, который не требовал отказа от традиционных форм отечественной культуры. Наоборот, в своём претворении в жизнь эта стратегическая программа опиралась как раз на культурные основания российского общества.
Стратегема сталинизма определяла движение страны к новым рубежам по глубокой исторической колее. Именно поэтому она оказалась способной пробудить созидательную энергию народа. Приняв её, страна пережила невиданный духовный взлёт, явившийся главным фактором преобразования всех сторон жизни общества по марксистской «социальной технологии». «Крыльями», обеспечившими этот взлёт, стали высшие нравственные идеалы, выношенные в глубинах народной души на протяжении всей тысячелетней истории России. Это решающим образом сказалось на политической линии большевистской партии.
Основой общественного жизнеустройства сталинской эпохи стали ценности, выработанные в историческом опыте России и концентрированные в русской народной культуре. Той самой, которая питала своими соками гениальные творения Пушкина и Некрасова, Гоголя и Тургенева, Достоевского и Толстого. Эта преемственность между культурой тысячелетней России и создававшейся под сталинским руководством советской экономикой и политикой, идеологией и культурой сегодня представляется очевидной и бесспорной. Благодаря этой преемственности и был совершён на практике стремительный социальный прорыв в «абсолютное будущее».
Сталинские реформы 1930-х стали по своей глубочайшей сути «революцией сверху», совершаемой во имя торжества народного духа. Они повышали уровень «душевного комфорта», который для русского человека неизмеримо ценнее, нежели комфорт телесный. Сообразуясь с этим, Сталин вырабатывает специфически советский способ интенсификации экономики. Индустриализация промышленности и сельского хозяйства была проведена в формах, соответствовавших историческим традициям социального жизнеустройства: образование производственных коллективов в городе и самостоятельно управляющихся коллективных хозяйств в деревне. Производственный коллектив рассматривался Сталиным как «ячейка» общегосударственного «семейного» коллектива, в котором объединены все граждане страны. На этой основе строятся взаимоотношения трудовых коллективов с государством, которое призвано отечески заботиться обо всех членах единой трудовой семьи.
При этом в роли больших коллективов выступают и разного рода национальные образования. В результате советское общество явило собой большую семью народов, сплотившихся вокруг русского народа. Многонациональное Советское государство могло быть построено только на основе великой русской культуры. Не случайно же Сталин в беседе с делегацией художников 6 июля 1933 года объяснил роль русского народа как ведущей силы общества именно его «советским» характером: «Я сказал как-то Ленину: самый лучший народ — русский народ, самая советская нация».
Советский тип власти, принявший историческую эстафету от «соборной» демократии, стал политическим фактором преобразований во всех сферах жизни общества. Советы возникли в революции 1905—1907 гг. как форма народовластия, поэтому большевики увидели в них прообраз нового государственного жизнеустройства. Будучи автором оригинальных работ по теории национального вопроса, Сталин отлично понимал значение национальной специфики для государственного строительства. Ещё в 1917-м, выступая на VI съезде партии, Сталин называет Советы «наиболее целесообразной формой организации борьбы рабочего класса за власть» и подчёркивает: «Это форма чисто русская».
Он был, как всегда, точен: эта «чисто русская» национальная форма власти складывалась и вызревала в русской крестьянской общине. Когда же Советы утвердились как форма власти, он не раз возвращается к этой мысли. В начале 1920-х годов он выражает убеждение, что власть Советов носит подлинно русский народный характер: «Советскую власть нельзя рассматривать, как власть, оторванную от народа, — наоборот, она единственная в своём роде власть, вышедшая из русских народных масс и родная, близкая для них. Этим, собственно, и объясняется та невиданная сила и упругость, которую обычно проявляет Советская власть в критические минуты».
Мысли о «русском» характере Советской власти он придерживается неукоснительно, возвращаясь к ней по разным поводам. Так, в марте 1945 года, на приёме в честь Э. Бенеша, президента Чехословакии, он говорит, что даже для родственных нам славянских народов советский строй не всегда приемлем: «Есть разговоры, что мы хотим навязать советский строй славянским народам. Это пустые разговоры. Мы этого не хотим, так как знаем, что советский строй не вывозится по желанию за границу, для этого требуются соответствующие условия».
Только у нас Советы стали наиболее адекватной формой самоуправления, основанной на широком представительстве народа и совместном обсуждении принимаемых решений. Сталин всемерно укреплял и развивал этот тип власти. Такая стратегическая установка «задавала» политике Сталина не только «народность», но и «державность», что, как мы уже видели, выразилось в его подходе к созданию новой российской государственности. Одной из важнейших идейных основ этой политики явилась специфически русская форма патриотизма, а именно «государственный патриотизм».
Наконец, сталинский план построения социализма строился с учётом близкой перспективы военного столкновения с Западом. Сталин отчётливо представлял себе, что российская цивилизация с её духовными приоритетами — главное препятствие на пути мирового господства Запада, на пути унификации мира на основе ценностей материальной жизни. Поэтому он ставит задачей создание сильной России, неподвластной мировым разрушительным силам. Ключевым пунктом его политической стратегии становится строительство социалистической экономики на основе форсированного технологического прогресса, которое только и может гарантировать политическую самостоятельность страны. Отсюда ставка на ускоренные темпы индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства.
При этом сталинская стратегема предусматривала, что не рынок, а народное государство должно выступить главным регулятором социально-экономических отношений в стране. Сталин последовательно и бескомпромиссно отстаивал «регулирующую роль государства на рынке» и видел в ней главный фактор индустриализации как промышленного, так и сельскохозяйственного производства.
В результате социализм, построенный под руководством Сталина, — это социализм, опирающийся на исторические традиции России, такие как самодостаточная державность, народовластие, творчество, самоорганизация и коллективность бытия, патриотизм и социальная справедливость для всех. Русский дух выразил себя в русском революционном размахе, в великих стройках первых сталинских пятилеток, в Победе 1945-го, в штурме космических высот. Он выразил себя в создании великой Советской социалистической державы, в формировании новой исторической общности — советского народа.
Вскоре после смерти Сталина, увы, его имя было оклеветано в глазах советского народа, а сталинизм, его теория и политическая практика были отвергнуты. Историческим результатом этого стала подмена сталинизма разного рода идейно-политическими суррогатами, а вслед за этим и крушение созданного Сталиным великого Советского социалистического государства. Одновременно произошла замена сталинизма как идеологии и политики противоположным ему антисталинизмом, который культивируется ныне в большинстве средств массовой информации и в органах государственной власти.
С новым 2025 годом, дорогие товарищи!
- Подробности
- Создано 31 Декабрь 2024
С новым 2025 годом,
дорогие товарищи!
Новый 2025 год, это год – 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. советского народа под руководством генералиссимуса Советского Союза товарища Иосифа Виссарионовича Сталина над фашистской Германией и империалистической Японией;
– 155-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина;
– 90-летия (25 июля 1935 г.) открытия VII Конгресса Коминтерна, взявшего курс на создание единого фронта борьбы народов мира против фашизма.
– 120-летия Первой русской революции и
– 120-летия образования первых Советов рабочих депутатов в России.
Дорогие наши товарищи, друзья, сторонники и помощники в нашей общей борьбе против империализма и сионо-бандеровского фашизма – в нашей стране, на территории экс СССР и за рубежом! Воины Вооружённых Сил России, несущих боевое дежурство на земле, на морях, океанах, в космосе по охране Государственной границы России, воины – участники СВО, воюющих с сионо-бандеровскими фашистами в национально-освободительной войне за светлое будущее русских и украинцев. А тех, кто не принимает участия в нашей общей борьбе ради всеобщей справедливости, приглашаем скорее присоединяться к нам и совместными усилиями принимать участие.
Центральный Комитет Всесоюзной Коммунистической партии Большевиков поздравляет ВАС с НОВЫМ, 2025, годом!
В наступившем 2025 году ЦК партии желает всем ВАМ успехов
в нашей общей борьбе против империализма и фашизма
во всех их проявлениях.
Мы желаем всем ВАМ доброго здоровья, долголетия и встретить начало новой эры ― победу социализма на наше планете,
и прежде всего ― возрождение СССР!
Под красным знаменем марксизма-ленинизма наша работа
на социалистическую революцию продолжается!
Будущее за социализмом!
От имени ЦК партии
генеральный секретарь ЦК ВКПБ Н. А. Дегтяренко
г. Пятигорск
И. В. СТАЛИН о В. И. ЛЕНИНЕ И ЛЕНИНИЗМЕ к 101-й годовщине со дня смерти В.И. Ленина
- Подробности
- Создано 31 Декабрь 2024
И. В. СТАЛИН
о В. И. ЛЕНИНЕ И ЛЕНИНИЗМЕ
к 101-й годовщине со дня смерти В.И. Ленина
Величие Ленина, как продолжателя Маркса и Энгельса, в том именно и состоит, что он не был никогда рабом буквы в марксизме. В своих исследованиях он следовал указанию Маркса, неоднократно говорившего, что марксизм есть не догма, а руководство к действию. Ленин знал это и, строго различая между буквой и сутью марксизма, никогда не считал марксизм догмой, а старался применить марксизм, как основной метод, в новой обстановке капиталистического развития. В том именно и состоит величие Ленина, что он открыто и честно, без колебаний, поставил вопрос о необходимости новой формулы о возможности победы пролетарской революции в отдельных странах, не боясь того, что оппортунисты всех стран будут цепляться за старую формулу, стараясь прикрыть именем Маркса и Энгельса свое оппортунистическое дело.
(«О социал-демократическом уклоне в нашей партии», - т. 8, с. 249)*.
Человек, стоящий на наших позициях, должен говорить голосом твердым и непреклонным. В этом отношении Ленин - настоящий горный орел.
(«Письмо из Кутаиса», - т. 1, с. 56).
Я думаю, что никаких «новых принципов» Ленин не «прибавлял» к марксизму, так же как Ленин не отменял ни одного из «старых» принципов марксизма. Ленин был и остается самым верным и последовательным учеником Маркса и Энгельса, целиком и полностью опирающимся на принципы марксизма.
Но Ленин не был только лишь исполнителем учения Маркса - Энгельса. Он был вместе с тем продолжателем учения Маркса и Энгельса.
Что это значит?
Это значит, что он развил дальше учение Маркса - Энгельса применительно к новым условиям развития, применительно к новой фазе капитализма, применительно к империализму. Это значит, что, развивая дальше учение Маркса в новых условиях классовой борьбы, Ленин внес в общую сокровищницу марксизма нечто новое в сравнении с тем, что дано Марксом и Энгельсом, в сравнении с тем, что могло быть дано в период доимпериалистического капитализма, причем это новое, внесенное Лениным в сокровищницу марксизма, базируется целиком и полностью на принципах, данных Марксом и Энгельсом.
В этом смысле и говорится у нас о ленинизме, как марксизме эпохи империализма и пролетарских революций.
(«Беседа с первой американской рабочей делегацией», - т. 10, с. 92).
Ленинизм есть марксизм эпохи империализма и пролетарской революции. Точнее: ленинизм есть теория и тактика пролетарской революции вообще, теория и тактика диктатуры пролетариата в особенности. Маркс и Энгельс подвизались в период предреволюционный (мы имеем в виду пролетарскую революцию), когда не было еще развитого империализма, в период подготовки пролетариев к революции, в тот период, когда пролетарская революция не являлась еще прямой практической неизбежностью. Ленин же, ученик Маркса и Энгельса, подвизался в период развитого империализма, в период развертывающейся пролетарской революции, когда пролетарская революция уже победила в одной стране, разбила буржуазную демократию и открыла эру пролетарской демократии, эру Советов.
Вот почему ленинизм является дальнейшим развитием марксизма.
(«Об основах ленинизма», - т. 6, с.71).
Ленинизм не есть ленинское учение минус марксизм. Ленинизм есть марксизм эпохи империализма и пролетарских революций. Иначе говоря, ленинизм включает в себя все, что дано Марксом, плюс то новое, что внес Ленин в сокровищницу марксизма и что необходимо вытекает из всего того, что дано Марксом (учение о диктатуре пролетариата, крестьянский вопрос, национальный вопрос, партия, вопрос о социальных корнях реформизма, вопрос об основных уклонах в коммунизме и т. д.).
(«О задачах комсомола», - т. 7, с. 247).
Раньше рассматривали пролетарскую революцию как результат исключительно внутреннего развития данной страны. Теперь эта точка зрения уже недостаточна. Теперь надо рассматривать пролетарскую революцию, прежде всего, как результат развития противоречий в мировой системе империализма, как результат разрыва цепи мирового империалистического фронта в той или иной стране.
Где начнётся революция, где прежде всего может быть прорван фронт капитала, в какой стране?
Там, где больше развита промышленность, где пролетариат составляет большинство, где больше культурности, где больше демократии, — отвечали обычно раньше.
Нет, - возражает ленинская теория революции, - не обязательно там, где промышленность больше развита, и пр. Фронт капитала прорвётся там, где цепь империализма слабее, ибо пролетарская революция есть результат разрыва цепи мирового империалистического фронта в наиболее слабом её месте, причём может оказаться, что страна, начавшая революцию, страна, прорвавшая фронт капитала, является менее развитой в капиталистическом отношении, чем другие, - более развитые, страны, оставшиеся, однако, в рамках капитализма.
(«Об основах ленинизма», - т.6, с. 96-97).
...Свержение буржуазии может быть с успехом проведено лишь в том случае, если имеются налицо некоторые, совершенно необходимые, условия, без наличия которых нечего и думать о взятии власти пролетариатом.
Вот что говорит Ленин об этих условиях в своей брошюре «Детская болезнь»:
«Основной закон революции, подтверждённый всеми революциями и в частности всеми тремя русскими революциями в XX веке, состоит вот в чём: для революции недостаточно, чтобы эксплуатируемые и угнетённые массы сознали невозможность жить по-старому и потребовали изменения; для революции необходимо, чтобы эксплуататоры не могли жить и управлять по-старому. Лишь тогда, когда «низы» не хотят старого и когда «верхи» не могут по-старому, лишь тогда революция, может победить. Иначе эта истина выражается словами: революция невозможна без общенационального (и эксплуатируемых и эксплуататоров затрагивающего) кризиса. Значит, для революции надо, во-первых, добиться, чтобы большинство рабочих (или во всяком случае большинство сознательных, мыслящих, политически активных рабочих) вполне поняло необходимость переворота и готово было идти на смерть ради него; во-вторых, чтобы правящие классы переживали правительственный кризис, который втягивает в политику даже самые отсталые массы.., обессиливает правительство и делает возможным для революционеров быстрое свержение его».
(«Об основах ленинизма», - т. 6, с. 106-107).
Ленинизм низвел национальный вопрос с высот широковещательных деклараций на землю, заявив, что декларации о «равенстве наций», не подкрепляемые со стороны пролетарских партий прямой поддержкой освободительной борьбы угнетенных народов, являются пустыми и фальшивыми декларациями. Тем самым вопрос об угнетенных нациях стал вопросом о поддержке, о помощи, действительной и постоянной помощи угнетенным нациям в их борьбе с империализмом за действительное равенство наций, за их самостоятельное государственное существование.
(«Об основах ленинизма», - т. 6, с. 140).
Вообще нужно сказать, что «система диктатуры пролетариата», при помощи которой проводится в нашей стране власть одного класса, власть пролетариата, - вещь довольно сложная. Я знаю, что некоторым товарищам не нравится, не по вкусу эта сложность. Я знаю, что многие из них предпочли бы, с точки зрения «принципа наименьшей траты сил», иметь дело с более простой и более легкой системой.
Но что поделаешь: во-первых, ленинизм надо брать таким, каков он есть на самом деле (нельзя упрощать и вульгаризировать ленинизм), во-вторых, история говорит, что самые простые и самые легкие «теории» далеко не всегда являются самыми правильными.
(«К вопросу о рабоче-крестьянском правительстве», - т. 9, с. 187).
…Не подлежит никакому сомнению, что без сочетания практической работы комсомольского актива с теоретической его подготовкой («изучение ленинизма») невозможна никакая сколько-нибудь осмысленная коммунистическая работа в комсомоле.
(«О задачах комсомола», - т. 7, с. 247).
Работа ощупью, работа в потемках - таков удел практических работников, если они не изучают ленинизма, если они не стремятся овладеть ленинизмом, если они не желают сочетать свою практическую работу с необходимой теоретической подготовкой.
(«О задачах комсомола», - т. 7, с. 249).
…Некоторые не очень прилежные «читатели» не хотят сами вчитаться хорошенько в сочинения Ленина и требуют, чтобы им разжевали основательно каждую фразу. Но что поделаешь: во-первых, наши руководящие товарищи слишком заняты и обременены текущей работой, что не дает им возможности заняться разъяснением ленинизма, как говорится, по пунктам; во-вторых, надо же кое-что оставить и для «читателей», которые должны же, наконец, перейти от легкого чтения сочинений Ленина к серьезному изучению ленинизма.
(«К вопросу о рабоче-крестьянском правительстве», - т. 9, с. 188).
Выход один: изучать Ленина не по отдельным цитатам, а по существу, изучать серьезно и вдумчиво, не покладая рук.
Другого выхода я не вижу.
(«К вопросу о рабоче-крестьянском правительстве», - т. 9, с. 190).
Не трудно понять, что когда Ленин говорит – «Советская власть плюс электрификация есть коммунизм» - этим он не хочет сказать ни того, что при коммунизме будет какая бы то ни было политическая власть, ни того, что ежели мы занялись серьезно электрификацией страны, то этим уже осуществили коммунизм.
Что же хотел сказать Ленин, делая такое заявление? Он хотел, по-моему, сказать лишь то, что одной Советской власти недостаточно для продвижения к коммунизму, что для продвижения к коммунизму Советская власть должна электрифицировать страну, переводя все народное хозяйство на крупное производство, что Советская власть готова идти по этому пути, для того, чтобы придти к коммунизму. Изречение Ленина означает лишь готовность Советской власти двигаться по пути к коммунизму через электрификацию.
(«Ответ Куштысеву», т. 11, с. 311).
Можно было бы взять ряд вопросов ленинизма и продемонстрировать на них - насколько еще живучи среди некоторых членов партии остатки идеологии разбитых антиленинских групп.
Взять, например, вопрос о построении бесклассового социалистического общества. XVII конференция партии сказала, что мы идем к созданию бесклассового, социалистического общества. Понятно, что бесклассовое общество не может придти в порядке, так сказать, самотека. Его надо завоевать и построить усилиями всех трудящихся - путем усиления органов диктатуры пролетариата, путем развертывания классовой борьбы, путем уничтожения классов, путем ликвидации остатков капиталистических классов, в боях с врагами как внутренними, так и внешними. Дело, кажется, ясное.
А между тем, кому не известно, что провозглашение этого ясного и элементарного тезиса ленинизма породило немалую путаницу в головах и нездоровые настроения среди одной части членов партии? Тезис о нашем продвижении к бесклассовому обществу, данный, как лозунг, они поняли, как стихийный процесс. И они прикидывали: ежели бесклассовое общество, то значит - можно ослабить классовую борьбу, можно ослабить диктатуру пролетариата и вообще покончить с государством, которое все равно должно отмереть в ближайшее время. И они приходили в телячий восторг в ожидании того, что скоро не будет никаких классов,- значит не будет классовой борьбы,- значит не будет забот и треволнений,- значит можно сложить оружие и пойти на боковую - спать в ожидании пришествия бесклассового общества.
Не может быть сомнения, что эта путаница в головах и эти настроения, как две капли воды, похожи на известные взгляды правых уклонистов, в силу которых старое должно самотеком врасти в новое, и в один прекрасный день мы незаметно должны оказаться в социалистическом обществе.
Как видите, остатки идеологии разбитых антиленинских групп вполне способны к оживлению и далеко еще не потеряли своей живучести.
(«Отчетный доклад XVII съезду партии о работе ЦК ВКП(б)», - т. 13, с. 350).
• Здесь и далее – ссылки на 18-томное собрание сочинений И. В. Сталина.
Подборку выполнил:
В. А. Туев