200 лет назад произошло событие, которое до сих пор озадачивает своей неоднозначностью. Восстание декабристов 1825 года до сих пор вызывает споры историков, политиков и просто мыслящих людей.
Понятно, что до революции официальное отношение к декабристам было, мягко говоря, неодобрительным, что после Октябрьской революции 1917 года их безоговорочно посчитали революционерами, потому что таковыми их считал В.И. Ленин - самый великий революционер XX века. В 90-е годы того же века стало модным охаивать любую революционную борьбу. Попал "под нож" горе-политологов и декабризм. Весь официоз позднего советского времени затрещал по швам, уступив место другому официозу. В СМИ появились три собственно, не новых мнения о дворянских революционерах.
Первое-классическое дореволюционное: кучка знатных проходимцев покушалась на власть добрейшего императора и получила по заслугам. Второе: это были "плохо образованные" бездельники, подпавшие под влияние вольтерьянцев и якобинцев, решившие, барской забавы ради, "поиграть в революцию" в Российской Империи. И т.к. революция-это всегда плохо, приговоры к смертной казни и каторжным работам были, дескать, справедливы. Ведь в России после этого восстановились порядок и законность. Не так ли осенью 1993 года рассуждал Б.Н. Ельцин с "младореформаторами", издавая указ 1400? Не было ли это желанием сосредоточить в своих руках всю власть?
Третье мнение, хоть и не признанное официально, но получившее в 1990-е годы довольно широкое распространение на кухонном уровне, мол, всё было гораздо проще. Молодые, самоуверенные дворяне (родовитые и не очень), шикуя и соря деньгами, изрядно поиздержались. Чтобы поправить свои дела задумали, мол, военный переворот. Трудно вообразить себе большую нелепость, чем это объяснение. Класс дворянства хоть и считался господствующим в России первой четверти XIX века, но стяжательством никогда не страдал. Это вам не буржуа со своей вечной мыслью о доходах и прибылях. Русское дворянство в то время было, можно сказать, уверенным в завтрашнем дне. Уверенность эту давали поместья, владение землёй и крепостными, высокое положение в обществе. Долги если и были, мало отражались на жизни и быте дворян. Деньги-то они занимали у людей "своего круга". Много знакомых влиятельных друзей, которые готовы были в случае чего и поручиться, и снова одолжить. Не секрет, например, что А.С. Пушкин, скончавшийся неожиданно в результате дуэли с Дантесом, оставил достаточное количество долгов. Но всё его многочисленное семейство не пошло по миру, как это непременно случилось бы в Англии того времени. Долги заплатили друзья и... Николай I (!!!). В Российской империи первой четверти XIX века капиталистический уклад отличался некоторым своеобразием. Со времён Петра I он вроде бы существовал, и анахронизмом были феодальные порядки, крепостничество, землёй владели царь и помещики (и только они) в отличие от Западной Европы, где землю могли покупать и капиталисты (буржуа). И наконец-абсолютная монархия!
Так кем же были декабристы на самом деле? Три изложенные выше версии не выдерживают никакой критики. Попробуем взглянуть на это уникальное историческое явление с классовой точки зрения. Господствующим классом в России в то время было дворянство. Форма правления-монархия, не ограниченная никакими законами. Угнетённый класс-крепостное крестьянство. Казалось бы, согласно теории классовой борьбы, угнетённый класс должен подняться против господствующего. Но - нет, Отечественная война 1812 года повлияла на взаимоотношения двух антагонистических классов. На борьбу с французскими завоевателями встал весь народ. "Но миром кончаются войны", и после победы над Наполеоном всё вернулось "на круги своя". Солдаты - бывшие крепостные, поставленные под ружьё в регулярной армии, постепенно понимают, что победа в войне никак не изменила их жизнь. Прозревают и лучшие представители дворянства, которые воевали рядом с простыми солдатами. Для многих из них дикой становится мысль, что кто-то из "тыловых крыс" смеет владеть жизнью солдата и крепостного, партизанившего в русских лесах во время войны с Наполеоном, что, как и прежде, выражаясь словами А.С. Пушкина, "барство дикое без чувства, без закона" продолжает жить по старинке. Крепостные опять абсолютно бесправны, в большинстве своём-тёмные и забитые. Вот тогда-то внутри дворянского класса происходит незримый раскол. В великосветских салонах, в театрах, на приёме у императора он незаметен. Но пропасть между революционерами и ретроградами растёт. И в последствии, одни станут героями, а другие-их палачами. Без преувеличения, это так. В декабре 1825 года дворянских революционеров толкнуло только одно: желание изменить отживший своё государственный строй. В случае победы они осуществили бы прогрессивные на тот момент преобразования: во-первых, конституционная монархия (а может, и республика), отмена крепостного права, равенство ВСЕХ сословий перед законом. Этот последний пункт был в то время неимоверной крамолой. Николай I решительно и жёстко расправился с "бунтовщиками". Пятерых - Пестеля, Рылеева, Каховского, Муравьёва-Апостола и Бестужева-Рюмина приговорили к казни через повешение. Это при том, что в России со времён Пугачёвского бунта не было ни одной смертной казни. При том, что у троих из пяти во время повешения оборвались верёвки. С давних времён это считалось знаком свыше, и, согласно обычаю, необходимо было помилование. Однако, этого не случилось. Существует легенда, будто К.Ф. Рылеев перед повторной казнью сказал: "Я счастлив, что дважды умираю за Отечество!".
В результате приговоров по делам декабристов погибли не только эти пятеро, но и многие отправленные на каторгу, всё "преступление" которых заключалось в том, что они разделяли мнение главных руководителей восстания на Сенатской площади, и не скрывали этого. Жившие в комфортных условиях, изнеженные этой прошлой жизнью, внезапно оказавшиеся в тяжелейших условиях на каторге, они заболевали, умирали, некоторые (хоть и немногие) сходили с ума. "Но их дело не пропало...", как утверждал вождь мирового пролетариата В.И. Ленин. Он назвал декабристов революционерами не случайно. Теперь, с высоты времени, не зацикливаясь на общеизвестных толкованиях и постулатах, мы можем сказать: революционер - это тот, кто почувствовал вызовы времени, понял, что на данный момент необходимо для движения вперёд и сам исполняет эту трудную работу для коренной ломки всего отжившего, тормозящего прогресс человечества, не останавливаясь ни перед какими препятствиями. В этом смысле подвиг революционеров-декабристов в том, что имея всё для благополучного безбедного существования, они отказались от блестящих возможностей, простых человеческих радостей и самой жизни ради счастья родной страны, так, как они его понимали.
Галина КОМАРОВА
Ленинград
ркрп.рус.











Информация 2025