Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 5 (79) за 2025 г.

Григорий Никоноров, Игорь Родионов
Нацистский проект, авторы которого были вынуждены стать союзниками СССР, дорого обошелся и обходится России
Понесенные страной колоссальные людские потери и огромный материальный ущерб от немецко-фашистской агрессии ни с чем не сравнимы. История еще не знала таких разрушений, варварства и бесчеловечности, каким был отмечен путь гитлеровцев по советской земле.
На протяжении всей войны и до самой Победы над гитлеровской Германией бывшие союзники вели двойную игру с нацистами. Война окончилась не так, как планировали те, кто ее задумывал, и англосаксы во главе с США начали новую войну за глобальное переустройство мира. Еще официально не были подведены юридические итоги Второй мировой войны, а уже зарождалась эпоха «холодной войны».
Однако «нацистский проект», в который так много вложили заинтересованные силы на Западе, оказал свое влияние на ход и исход Нюрнбергского процесса.
Учитывая предысторию «нацистского проекта», его главные архитекторы не были заинтересованы в открытом судебном процессе над преступными главарями гитлеровской Германии, на котором могли быть обнародованы юридические факты относительно того, кто и как привел к власти Гитлера и кто финансировал этот проект. Сталин вплоть до конца войны был практически единственным из лидеров «Большой тройки», который с первых дней требовал гласного международного суда над нацистскими военными преступниками и никогда не сходил с этой позиции. Именно Черчилль в разговорах со Сталиным предлагал «казнить их всех без суда и следствия». И получил ответ Сталина, который заявил, что «не должно быть казней без суда: в противном случае мир скажет, что мы их боялись судить». На это Черчилль возразил: мол, возникнут большие трудности международно-правового характера. И опять получил ответ, что «если не будет суда, они должны быть приговорены не к смертной казни, а к пожизненному заключению». Так «диктатор» Сталин преподал урок главе британского правительства, позиционировавшего себя как руководителя «старейшей демократии в мире».
Подготовка к будущему трибуналу началась с января 1942 года в Сент-Джеймсском дворце в Лондоне, где собралась межсоюзническая конференция представителей девяти оккупированных нацистами стран с целью принять декларацию о наказании военных преступников. Конференция продолжалась всю войну, вплоть до начала Нюрнбергского процесса. А чтобы союзники не сомневались в решительных намерениях советского руководства, в СССР 16 марта 1943 года было утверждено Положение о Чрезвычайной государственной комиссии (ЧГК) по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и предания их суду. Собранные ЧГК материалы уже в 1943 году позволили провести судебные процессы над военными преступниками в Харькове и Краснодаре. А в 1945–1946 годах и в других городах — Киеве, Минске, Риге, Ленинграде, Смоленске, Брянске, Великих Луках и др. При этом особо следует отметить роль судебного процесса в Харькове как первого юридического прецедента наказания нацистских военных преступников. Этот процесс являл собой реализацию деклараций союзников о наказании военных преступников и придавал необратимый характер правительственным заявлениям. В то же время харьковский процесс оказал своего рода давление на правительства союзников, делая невозможным отказ от проведения подобных процессов. Именно здесь впервые со всей определенностью было заявлено, что ссылка на приказ начальника не освобождает от ответственности за совершение военных преступлений.

Очевидно, что только жесткая, принципиальная и неуклонно проводившаяся в жизнь позиция советского правительства и лично Сталина по вопросу о суровом возмездии для нацистских преступников в конечном итоге безальтернативно вынудила западные державы принять эту точку зрения и перейти к конкретным действиям в этом направлении. В результате на конференции в Сан-Франциско в начале мая 1945 года Великобритания также в принципе дала свое согласие на проведение международного суда над главными военными преступниками (последней из держав антигитлеровской коалиции). А когда все‑таки британцев вынудили участвовать в процессе, то британское правительство выдвинуло жесткое требование о резких ограничениях на свободу слова для подсудимых Нюрнбергского трибунала. Оно больше всего опасалось «обвинений против политики Великобритании вне зависимости от того, по какому разделу Обвинительного акта они возникают». Творцы предвоенных политических махинаций понимали, что в ходе публичного разбирательства неизбежно встанут вопросы об их предвоенной политике сговора с фашистской Германией, подталкивания ее к войне против Советского Союза, в частности, мюнхенское предательство.
С 28 июня по 8 августа 1945 года между правительствами СССР, США, Англии и Франции в Лондоне состоялись дальнейшие переговоры по вопросу о судебном преследовании и наказании главных военных преступников европейских стран.
Переговоры завершились заключением соглашения, включающего решение об учреждении Международного военного трибунала для суда над военными преступниками, преступления которых не связаны с определенным географическим местом. В качестве составной части соглашения был принят Устав Международного военного трибунала, в котором определялись его организация, юрисдикция и функции. Уставом предусматривалось также создание Комитета по расследованию дел и обвинению главных военных преступников. Главным обвинителем комитета от СССР был назначен Р. Руденко, от США — Р. Х. Джексон, от Великобритании — Х. Шоукросс и от Франции — Ф. де Ментон.

К середине октября 1945 года в результате кропотливой работы Комитета по сбору материалов для обвинения было подготовлено и единогласно принято обвинительное заключение против 24 обвиняемых. Прежде всего, против Геринга, Гесса, Риббентропа, Деница, Йодля, Кейтеля, Розенберга, Кальтенбруннера, а также других. На состоявшемся по требованию советской стороны 18 октября в Берлине первом заседании Международного военного трибунала был принят обвинительный акт против главных немецких военных преступников. Одновременно было принято решение о признании преступными руководящего состава НСДАП, имперского правительства, ОКВ (Верховного командования вермахта) и Генерального штаба, СА, СС, СД и гестапо. Было решено также открыть судебный процесс в Нюрнберге не позднее чем через 30 дней.
В чем же обвинялись фашистские военные преступники?
Во-первых, в целенаправленном планировании, подготовке, развязывании или ведении агрессивной войны в нарушение международных договоров.
Во-вторых, в собственно военных преступлениях, нарушающих требования международных договоров, пактов и законов ведения войн с использованием средств массового уничтожения.
В-третьих, в преступлениях против человечности, а именно: убийствах, истреблении, порабощении и других проявлениях жестокости в отношении гражданского населения.
Анализируя характер военных преступлений, необходимо отметить, что в одной из статей Устава трибунала говорится: «Если подсудимый действовал по распоряжению правительства или по приказу начальника, то он не освобождается от ответственности, но это обстоятельство может рассматриваться как довод для смягчения наказания».
Международный военный трибунал продолжался год: с 30 сентября 1945 г. до 1 октября 1946 г. За это время было проведено 403 открытых заседания и 216 судебных слушаний, на которых выступили 240 свидетелей и было оглашено около 300 тысяч письменных показаний и около 3 тысяч документов, включая фото-, кинообвинения.
Широкая гласность и открытость стали одними из основных принципов международного процесса: для присутствия в зале суда было выдано более 60 тыс. пропусков, заседания велись одновременно на четырех языках, прессу и радио представляли около 250 журналистов из разных стран. Все, состоявшееся в ходе работы трибунала, было зафиксировано в протоколах, объем которых составил 16 тысяч страниц. Материалы процесса изложены в 42‑х томах, из которых в Советском Союзе было издано только семь. Еще один том был опубликован 40 лет спустя, в 1989 г.

Обвинения западных политиков и историков-ревизионистов, некоторых юристов и неонацистов в неправомочности Нюрнбергского процесса, возникшие спустя годы после его окончания среди и сводившиеся к тому, что это был якобы не справедливый суд, а «скорая расправа» и «месть» победителей, по меньшей мере, несостоятельны. Всем подсудимым уже 18 октября 1945 г., то есть более чем за месяц до начала судебного разбирательства, было вручено обвинительное заключение с тем, чтобы они могли подготовиться к защите.
Интересы подсудимых представляли 27 адвокатов, которым помогали 54 ассистента и 67 секретарей. Подсудимым была предоставлена широкая возможность осуществлять защиту от предъявленных им обвинений: им предоставлялись копии всех документальных доказательств на немецком языке, оказывалась помощь в розыске и получении необходимых документов, доставке свидетелей, которых считали нужным вызвать защитники. Таким образом, основные права обвиняемых были соблюдены.
После кропотливой и скрупулезной работы, продолжавшейся почти год (30 сентября — 1 октября 1946 г.), был оглашен приговор международного суда. В нем были проанализированы основные принципы международного права, нарушенные нацистской Германией, аргументы сторон, дана картина преступной деятельности фашистского государства на протяжении более чем 12 лет его существования. Международный военный трибунал признал всех подсудимых (за исключением Шахта, Фриче и фон Папена) виновными в осуществлении заговора с целью подготовки и ведения агрессивных войн, а также в совершении бесчисленных военных преступлений и тягчайших злодеяний против человечности. К смертной казни через повешение были приговорены 12 нацистских преступников: Геринг, Риббентроп, Кейтель, Кальтенбруннер, Розенберг, Франк, Фрик, Штрейхель, Заукель, Йодль, Зейсс-Инкварт, Борман (заочно). Остальные получили различные сроки тюремного заключения: Гесс, Функ, Редер — пожизненно, Ширах и Шпеер — 20 лет, Нейрат — 15 лет, Дениц — 10 лет.
Трибунал также признал преступными руководящий состав национал-социалистской партии, СС, СД и гестапо. Таким образом, даже приговор, согласно которому только 11 подсудимых из 21 были приговорены к смертной казни, а трое вообще были оправданы, наглядно показал, с одной стороны, что правосудие не было формальным и ничего заранее не предрешалось, а с другой — то, что «архитекторы нацизма» дали осудить не всех преступников. Поэтому член международного суда от СССР — страны, в наибольшей степени пострадавшей от рук нацистских преступников, генерал-майор юстиции И. Т. Никитченко в «особом мнении» заявил о несогласии советской стороны суда с оправдательным приговором трем подсудимым. Он высказался за смертную казнь в отношении Р. Гесса, а также выразил несогласие с решением о непризнании преступными организациями нацистского правительства, Верховного командования, Генштаба и СА.
Ходатайства осужденных о помиловании были отклонены Контрольным Советом по Германии, и в ночь на 16 октября 1946 г. приговор о смертной казни был приведен в исполнение.
На вопрос, заданный обвиняемым в самом начале Нюрнбергского процесса: «Признаете ли вы себя виновными?», все обвиняемые, как один, ответили отрицательно. Но и спустя почти год — время, вполне достаточное для переосмысления и переоценки своих действий, — они не изменили своего мнения и не раскаялись.
Казнь приговоренных поставила точку в работе Нюрнбергского трибунала, но не в судебных делах против других нацистских преступников. В течение следующих трех лет Нюрнбергский военный трибунал, созданный военным командованием США (в нем участвовали только американские судьи и прокуроры), провел еще 12 процессов против нацистских врачей, членов айнзатцгрупп — подразделений, отвечавших за уничтожение евреев и всех противников нацистского режима на оккупированных территориях, германских промышленников и членов военного командования и так далее. В итоге этих слушаний 24 человека были приговорены к смертной казни, 118 — к тюремному заключению, а 35 подсудимых — оправданы.

Военные трибуналы, проходившие после окончания Второй мировой войны в Европе также и в других городах и странах, осудили в общей сложности более 30 тыс. нацистских преступников. Однако многим нацистам, виновным в совершении жестоких преступлений, к сожалению, удалось скрыться от правосудия. Но их розыск не был прекращен, а продолжился: ООН приняла важное решение не принимать во внимание срока давности для нацистских преступников. Так, только в 1960–1970‑е годы были найдены, арестованы и осуждены сотни нацистов. На основе материалов Нюрнбергского процесса были привлечены к суду и приговорены к смертной казни в 1959 г. Э. Кох (в Польше) и в 1963 г. А. Эйхман (в Израиле).
Прошедший с момента зарождения европейского нацизма период времени позволяет провести исторические параллели и осознать то, что на самом деле история имеет свойство повторяться. Сравнивая нынешнее положение России с тем, что было сто лет назад, можно утверждать, что капиталистический мир стоит перед необходимостью разрешения последствий очередного мирового экономического кризиса, выходом из которого послужили в прошлом две мировые войны, а инструментом развязывания последней был германский нацизм.
Выход из третьего мирового финансового кризиса мировая финансовая элита видит, как и прежде, в развязывании войны в Европе, и события на Украине во многом напоминают пролог перед ее началом с использованием все того же нацизма (который, по сути, является крайней формой национализма).
Нынешняя Российская Федерация — это наследник исторической России, которая всегда рассматривалась как геополитический противник объединенного Запада.
После вхождения Крыма в состав Российской Федерации в 2014 г. США и Великобритания развязали руками подконтрольного националистического режима гражданскую войну на Юго-Востоке Украины параллельно с модернизацией украинских вооруженных сил по образцу НАТО. Будучи разгромленными в 2014 г. на Донбассе и в Луганской Республике, ВСУ получили возможность восстановления своего боевого потенциала под гарантии Минского переговорного процесса, гарантами которого выступили Франция и Германия. Однако никакого перемирия на Юго-Востоке Украины не вышло, и западная дипломатия использовала период с 2014 по 2022 г. для восстановления ВСУ и наращивания его потенциала одновременно с политикой крайней русофобии на подконтрольных территориях. По образцу стран «восточно-европейской демократии» на территории Украины были уничтожены памятники советским воинам-освободителям и объявлены героями лица, сотрудничавшие с нацистами в годы Второй мировой войны якобы с целью восстановления «независимой Украины». Ввиду того, что военное продвижение инфраструктуры НАТО на территории подконтрольной англосаксам Украины продолжалось, невзирая на отсутствие формального членства этой бывшей республики СССР в НАТО, Российская Федерация в конце 2021 г. потребовала у США письменных гарантий не распространения НАТО на Восток, в чем ей было отказано. В сложившихся условиях Российская Федерация вынуждена была начать превентивную специальную военную операцию на территории Украины с целью демилитаризации и денацификации этого региона Европы.

На первом этапе операции группировка Вооруженных Сил России заняла ключевые позиции на Левобережной Украине, вышла к Киеву, однако западноевропейские «партнеры» предложили вступить в переговоры с условием отведения войск Российской армии на исходные рубежи и содействия в реализации требований Российской Федерации. Переговоры в Стамбуле продолжались в течение полугода. Они ни к чему не привели и были вновь использованы западной дипломатией для восстановления потенциала ВСУ и укрепления нацистского режима на этой территории.
После срыва переговоров США и европейские страны НАТО начали осуществлять массовую поставку вооружения и военной техники в этот регион Европы с целью переломить ситуацию в зоне боевых действий и организации контрнаступления, которое началось в июне 2023 г., но не принесло результатов. В этой ситуации возрос риск прямого вовлечения в конфликт с Россией европейских стран-участниц НАТО (Польши, Румынии, прибалтийских республик). Ситуацию осложнило вступление в НАТО Финляндии и Швеции, что сформировало круг возможных участников новой войны в Европе. Причем США и Великобритания традиционно дистанцировались от прямого участия в военном конфликте и стараются ослабить Россию, воюя против нее чужими руками. Таким образом, обстановка в Европе очень напоминает обстановку, сложившуюся накануне Второй мировой войны с теми же самыми участниками, в том числе с использованием технологии нацизма, с помощью которой ставятся под контроль ресурсы целого государства для ведения войны на Востоке.
Под постоянно предъявляемое к России требование вступить в переговоры с националистическим (нелегитимным) режимом в Киеве США продолжают поставки вооружения и военной техники (заставив платить за них своих европейских вассалов), а британцы сколачивают очередные антироссийские коалиции (вплоть до готовности вступить в открытые боевые действия).
Как видим, западные политики, как и сто лет назад, продолжают прикрывать свои геополитические амбиции сменяющими друг друга «мирными планами», понимая, что они абсолютно неприемлемы для России, ее народа, да и всего Восточного мира. Особым цинизмом является отрицание нацизма на Украине, несмотря на то, что президент этой страны — еврей. Если англосаксонская дипломатия последней решилась присоединиться к организации Нюрнбергского трибунала, а спустя 80 лет открыто отказалась осудить нацизм на Генеральной Ассамблее ООН (что объяснимо, ввиду исторических параллелей), то особое удивление вызывает факт поддержки откровенных нацистов, устроивших холокост в годы Второй мировой войны, со стороны представителей Израиля. Это, в свою очередь, заставляет вспомнить о финансировании германских нацистов представителями еврейского капитала сто лет назад.

Главной же целью Запада остается развал России, захват ее ресурсов и технологий, устранение геополитического соперника как такового. И неважно, какие технологии при этом будут использоваться (нацизм может смениться на любую другую идеологию).
Но дадут ли переговоры с нацистами, которые осуществляют политическое и военное руководство ресурсами целого государства, необходимый результат? История XX века показала, что нет. Нацисты должны сидеть на скамье подсудимых в новом Нюрнберге. Провал первой и второй попытки построения системы коллективной безопасности против европейского нацизма по причине нежелания западной дипломатии останавливать «нацистский проект» привели к страшной Второй мировой войне. Попытка остановить нацизм в XXI веке в форме договоров «Минск‑1» и «Минск — 2», где за ширмой переговоров французская, немецкая и британская дипломатии, привела к спасению украинского националистического режима от разгрома и укреплению его военной составляющей. Переговоры в Стамбуле в 2022 году прошли по такому же сценарию.
Мало кто верит, что объединенный Запад сможет осудить вскормленный им нацизм на Украине и преступления украинских радикалов на Донбассе, в ЛНР, Курской, Белгородской, Брянской и других областях и территориях России (которые продолжаются и несут многочисленные, ничем не оправданные жертвы среди мирных жителей)!
С большой долей вероятности преступников, участвующих в геноциде русского населения, никто не выдаст, а их злодеяния останутся безнаказанными.
В мире в настоящее время правит политическое безразличие (импотенция) и трусость со стороны и такой организации, как ООН, и других организаций, а также со стороны руководителей государств мирового сообщества, чего, однако, нельзя сказать о руководителе КНДР.
Никто вместе с Россией не желает стать триггером для возобновления нового Нюрнберга над современным зарождающимся нацизмом в Европе и Украине! Так же, как после разгрома «третьего рейха», когда США и Великобритания прятали военных преступников, в том числе их европейских пособников по всему миру.
Очевидно, что ВСУ, наряду с ВС РФ, являются самыми крупными и боеспособными вооруженными силами в Европе как по количеству вооружения, так и по боевому опыту. Коллективный Запад не откажется от сворачивания военного конфликта в Европе с целью ослабления России в борьбе за будущее политическое устройство мира (монополярный или многополярный мир). Понимая это, западные страны постараются максимально эффективно использовать ВСУ для снижения военного потенциала России, «не замечая нацистской сущности» этого политического режима. Для этого они будут стремиться заморозить конфликт, нарастить свое военное производство и подготовить Украину к новому витку вооруженного противостояния с Россией, как когда‑то накачивали вооружением и финансами нацистскую Германию. При этом они сделают все, чтобы замолчать или извратить итоги Нюрнбергского трибунала.
Российская Федерация четвертый год (с 24 февраля 2022 г.) находится в состоянии войны с объединенным Западом, а, по сути, с тем же нацистским режимом, германские главари которого 80 лет назад не признали своей вины перед человечеством в Нюрнберге. Теперь с помощью украинских нацистов, по сути, те же самые силы стремятся перевести крупномасштабный вооруженный конфликт в Европе в затяжную фазу. Это делается с целью истощения ресурсов России и доведения ситуации внутри страны до социального взрыва (что имело место в период Первой мировой войны и на исходе «перестройки») и смене политического курса с приводом к власти прозападных сил. Похоже, что в сложившейся политической ситуации Российской Федерации придется доводить дело с закрытием очередного европейского «нацистского проекта» самостоятельно.
Наши предки одержали победу над нацизмом в прошлом столетии, надеемся российскому народу хватит сил сокрушить и сегодняшний европейский нацизм с его «глобальными финансовыми спонсорами» и усадить преступников на скамью подсудимых. По мнению Президента Российской Федерации В. В. Путина: «…выводы Нюрнберга и сегодня актуальны». Возможен ли новый Нюрнберг?
Лавка для участников будущего процесса должна быть длинной. На ней должны сидеть главари укронацистского режима и его пособники, включая руководителей стран Запада и Европарламента (Брюссельского «обкома»). Обвинения должны быть без времени давности.
Возможен ли новый Нюрнберг спустя 80 лет? Ответ на этот вопрос может дать только время!
Авторы:
Григорий Никоноров, доктор политических наук, доцент
Игорь Родионов, кандидат технических наук





