https://xn--80aaf2btl8d.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/11/саудовские-нефтепроводы-300x289.jpg 300w, https://xn--80aaf2btl8d.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/11/саудовские-нефтепроводы-768x739.jpg 768w" sizes="(max-width: 838px) 100vw, 838px" style="height: auto; max-width: 100%; vertical-align: bottom; box-sizing: border-box;">
Маршруты поставок нефти
  1. Нефтепровод Эйлат — Ашкелон
  2. и 4. Проект наземного и подводного нефтепроводов от Янбу до Эйлата

Про существование израильского нефтепровода Эйлат — Ашкелон пишут мало, умалчивают, а ведь он и есть первопричина сегодняшнего ближневосточного кризиса. Давайте говорить прямо, всем, абсолютно всем, наплевать на страдания палестинцев, согнанных израильтянами со своих земель и сгрудившихся на небольшом клочке Палестины под названием Сектор Газа. И чтобы про них вспомнили, требовался теракт 7 октября со стороны боевиков ХАМАС и ответные зверства Израиля, сразу перешедшие в неприкрытый геноцид палестинского населения Газы.

Как решить проблему палестинцев никто не знает, по этому поводу, в попытке выработать решение, в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде собрались лидеры мусульманских стран, входящих в Организацию исламского сотрудничества и Лигу арабских государств. Большим дипломатическим успехом шиитского Ирана было его присутствие на этой конференции, поскольку до этого его отношения с суннитским арабским миром были заморожены. Также выиграл и приглашенный на конференцию Президент Сирии Башар Асад.

Президент Ирана Раиси обвинил Израиль в бесчеловечных действиях под покровительством США и призвал мусульманские страны разорвать торгово-экономические связи с Израилем и ввести эмбарго на поставки нефти. Об ответственности Израиля за гибель тысяч палестинцев заявил и наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман, призвав в очередной раз к прекращению огня. При этом о готовности поддержать инициативу Раиси об эмбарго на поставки нефти Израилю он не сказал.

Момент истины наступил во время принятия общей резолюции по событиям в Газе. В предложенной Алжиром резолюции предлагалось замораживание дипломатических, экономических, военных и прочих отношений арабских стран с Израилем, запрещение полетов израильской гражданской авиации в воздушном пространстве арабских стран, предотвращение использования американских и других военных баз в арабских странах для снабжения Израиля оружием и боеприпасами. ЗА проголосовали Иран, Палестина, Сирия, Алжир, Тунис, Ирак, Ливан, Кувейт, Катар, Оман, Ливия, Йеменские хуситы. Против Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн и Марокко. Остальные воздержались. Идти против США Саудиты и Эмираты, на территории которых находятся военные базы США, не решились. Но дело не столько в этом и совсем не в этом. Причина экономическая.

Через Израиль гонят нефть в Европу ОАЭ, и собирается поставлять Саудовская Аравия. ОАЭ еще в 2020 году, при Трампе, подписали с Израилем так называемые Авраамовы соглашения о нормализации отношений, а Саудовская Аравия собиралась к ним при соединиться в октябре-ноябре этого года. Но тут произошли события 7 октября, когда ХАМАС с территории сектора Газа атаковал Израиль.

Предистория вопроса относит нас в 60-е годы прошлого века, когда премьер Израиля Голда Меир тайно встретилась летом 1965 года с иранским шахом Мохаммедом Резой Пехлеви в Тегеране. Тайно, поскольку официально Иран не признавал Израиль и не хотел портить отношения с арабами. Меир предложила проект совместного строительства и эксплуатации нефтепровода Эйлат — Ашкелон. Израиль и Иран договорились создать совместное партнёрство в равных долях, причем участие Ирана по его просьбе не разглашалось. Через 2 года, в результате Арабо-израильской войны 1967 года, Суэцкий канал, через который шло 3/4 всей иранской нефти, был перекрыт, что доказало правильность соглашения с Израилем. Строительство трубопровода было завершено в 1969 году В декабре того же года началась перекачка нефти. 

Длина нефтепровода — 254 км, диаметр трубы 107 см (42 дюйма). Пропускная способность в направлении из Ашкелона в Эйлат — 400 000 баррелей в день, в противоположном направлении — 1,2 млн баррелей в день. И что самое ценное, порты Ашкелона и Эйлата способны принимать супертанкеры, осадка которых не позволяет проходить Суэцкий канал, который не пропускает суда грузоподъемностью выше 130 тысяч тонн, С учетом этого обстоятельства использование израильского нефтепровода было экономически выгодно и оправдано. Но, после 1979 года, когда в Иране победила исламская революция, ирано-израильское сотрудничество было прервано.

До недавнего времени отношения монархий Персидского залива с Ираном оставляли желать лучшего, и угроза перекрыть Ормузский пролив, через который поставляется подавляющее количество саудовской нефти и 20% мировой, была вполне реальной. Геополитические риски зашкаливали. Что и было причиной постройки внутри саудовского нефтепровода Восток-Запад к порту Янбу на Красном море, способного принимать нефтяные танкеры.

Тем временем, отношения Израиля с арабскими монархиями улучшились. 15 сентября 2020 года был подписан договор между ОАЭ и Израилем (больше известный как Авраамский договор) о нормализации отношений. После этого Израиль и ОАЭ достигли договорённости об использовании нефтепровода для транспортировки нефти из ОАЭ в Европу минуя Суэцкий канал. Поставки начались в мае 2021 года. Они вызывали большое раздражение у Ирана, который даже пытался в Швейцарском суде отсудить у Израиля 7 млн.$, свою долю в постройке нефтепровода. Суд присудил всего 1 млр $, который Израиль платить отказался.

Можно только представить себе, что испытал Иран, когда стало известно о том, что к Авраамскому договору собирается присоединиться еще и Саудовская Аравия. После этого саудовская нефть танкерами из порта Янбу на Красном море должна была поставляться в израильский Эйлат, для дальнейшей транспортировки по нефтепроводу в порт Ашкелон на Средиземном море. В проекте был и нефтепровод от Янбу до Эйлата. Договор планировали подписать в конце октября. И тут грянуло 7 октября.

Чтобы сорвать подписание, требовалось нечто неординарное, что позволило бы не только сорвать нормализацию отношений между Израилем и Саудовской Аравией, но и сделать ничтожным Авраамский договор Израиля с ОАЭ. Нападение бойцов ХАМАС на Израиль должно было ъсопровождаться такими зверствами, чтобы спровоцировать Израиль на такую ответку, после которой никакие отношения с арабским миром были бы невозможны, что и произошло.

Заинтересованность Ирана сомнений не вызывает, вопрос в том, кто спровоцировал суннитский ХАМАС на выступление. Значит был еще один заинтересант.

Что касается израильского нефтепровода, то его судьба, скорее всего, не так печальна. Отказ Саудовской Аравии и ОАЭ подписать резолюцию о нефтяной блокаде Израиля говорит о том, что обе монархии не хотят сжигать мосты и надеются на нормализацию отношений с Израилем в будущем.

 

https://xn--80aaf2btl8d.xn--p1ai/?p=42345&utm_source=finobzor.ru